Россия потеряла два вуза в топ-100 Шанхайского рейтинга

01.07.2020

В 2020 году в предметном Шанхайском рейтинге (ARWU) общее число российских вузов подросло с 15 до 17 (12 — участники Проекта 5-100)., однако в топ-100 их теперь шесть, на два меньше чем в прошлом.

Возможно, причина снижения нашего представительства в сотне — в изменении методологии. Теперь составители учитывают статьи, опубликованные только в самых высокорейтинговых журналах (первого квартиля (Q1) Web of Science).

В целом оценку получили четыре тысячи вузов мира по пяти областям (естественные науки, инженерно-технические науки, науки о живой природе, медицина и общественные науки), в которые входят 54 предмета. По количеству первых мест лидируют университеты США (31) и Китая (11).

Российские вузы представлены в 29 дисциплинах на 59 позициях. Санкт-Петербургский госуниверситет фигурирует в категории 51-75 по автоматизированному управлению, а также в группе 76-100 раздела «Добыча полезных ископаемых и горнодобывающее машиностроение». МГУ вошел в группу 51-75 по физике. В первую сотню по предмету “Автоматизация и управление” входит Университет ИТМО (место 76-100). Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» и Белгородский государственный национальный исследовательский университет занимают позиции 51-57 и 76-100 соответственно по металлургии, а Национальный исследовательский Томский политехнический университет находится  в группе 51-75 в дисциплине «машиностроение» (Mechanical Engineering).

По количеству попаданий в предметные списки рейтинга лидирует МГУ (12 дисциплин), далее идут НИУ «Высшая школа экономики» и Университет ИТМО (по семь), на третьем месте по представленности — СПбГУ (шесть).

Оценка университетов-участников ARWU зависит от уровня их исследовательской деятельности. Учитывается объем публикаций в ведущих журналах, цитируемость, международное соавторство, престижные награды преподавателей.