Спасибо Большому. Томичей сплотил университет

13.12.2019

Стратегическая сессия по перспективам создания Большого университета Томска, куда должны войти шесть вузов плюс академические институты, была рассчитана на пять дней. Задумали ее не как заседание группы руководителей или конференцию, где ученые доложили бы о научных темах, которыми намерены заниматься в будущем, а именно как открытую дискуссию, где ректоры университетов, директора институтов РАН, ключевые проректоры, руководители научных подразделений в присутствии прессы и телекамер обсуждали бы, стоит ли объединяться и зачем, как и с кем, что это даст Томску, его образованию, науке, экономике, а главное — населению области и страны?
По окончании сессии губернатор Томской области Сергей Жвачкин дал такой ответ: «Создание научно-образовательного центра Томска и в его составе Большого университета может увеличить ВВП Российской Федерации на 1%». Но для этого надо не просто «сметать на живую нитку» все вузы и институты в лоскутное покрывало, а пересобрать в единый действующий механизм все организации образования и науки Томской области, сохраняя при этом их автономность и индивидуальность. Надо заметить, что ответы на вопросы, каким быть новому масштабному университету, искали и до стратсессии, ровно с того момента, как родилась идея этого образования. Но они слишком многих не устраивали, порождая все более громкие споры. И тогда было предложено расширить аудиторию дискутирующих, сделать обсуждение прозрачным, а для этого пригласить на роль модераторов сессии, хотя в Томске сами умеют прекрасно проводить всякие форумы, сколковский Центр трансформации образования во главе с Андреем Волковым, директором Московской школы управления «Сколково». Почему именно этих экспертов? На вопрос мне ответила профессор ТГУ Евгения Нехода, с которой я поделилась впечатлением о первых часах мероприятия: «Колкими репликами, провокационными, но грамотными вопросами они заставляют тебя сомневаться, казалось бы, в очевидном. А значит, — думать. Выталкивают из зоны комфорта, чтобы ты посмотрел на проблему со стороны, а это — то, что сейчас требуется».
Начиналось все привычно — пленаркой, где собравшуюся элиту кратко приветствовал автор и соорганизатор идеи Большого университета губернатор С.Жвачкин, его заместитель по науке и образованию Людмила Огородова сделала доклад, а ректор ТГУ Эдуард Галажинский, проректор ТПУ Андрей Яковлев изложили свое видение задуманного. Казалось, они обозначили главное: речь идет не о едином студенческом билете, не о едином юридическом лице — Большом университете, а о том, как сделать науку и высшее образование Томска более заметными в мире. Осуществить это можно, считают ученые, объединив усилия для решения новых задач. Например, получения трудноизвлекаемой нефти из коллекторов палеозойского слоя, развития малотоннажной химии, производства новых уникальных материалов, сохранения здоровья людей до глубокой старости, ведь к 2025 году каждому четверому гражданину РФ будет больше 60. Используя знания и опыт коллективов нескольких вузов и институтов, можно в таких исследованиях продвинуться быстрее и дальше, чем в одиночку. Но кому и с чего целесообразнее начать? Что считать приоритетным? Как выстроить управление Большим университетом? Тут-то и началась серьезная работа, которая в эту командировку позволила мне видеть Томск только в свете уличных фонарей: начинали в 9 утра, когда еще темно, а завершали работу, когда уже давно темно.

Все участники сессии разделились на группы: «Наука», «Образовательная политика», «Позиционирование», «Сервисы», «Человеческий капитал», «Устойчивое развитие», «Совместная исследовательская деятельность», «Социальные инновации», «Город-университет». Ректоры вузов и директора институтов (в группе «Управление») рассчитывали, что за пару встреч договорятся, по какой схеме можно «рулить» Большим университетом, и до последней пленарной сессии разойдутся по делам своих коллективов, ведь конец года!
Не удалось. Модераторы их группы Денис Пономарев, гендиректор фирмы «Тривиум», и А.Волков подвергали анализу каждую цифру, сравнивая с характеристиками вузов мирового уровня. Большому университету предстоит пробиться в ТОП-200 QS World University Rankings и на десяток позиций в ТОП-100 глобальных предметных рейтингов. Прекрасно, но пока большинство томских вузов в ТОП-500-600. Так что конкретно предстоит сделать? Проспорив до глубокого вечера, ректоры и проректоры безропотно брали на себя обязанность к утру превратить наброски на доске во внятную презентацию, чтобы утром доложить коллегам из других групп, в чем достигли консенсуса. Зачем? Не только для того, чтобы остальные команды получали ориентиры, сверяя свои представления с начальственными, но и чтобы услышать оценки экспертов. Часто — подвергнуться шквалу критики. Особой зубастостью отличались Павел Мрдуляш, руководитель проектной работы Центра трансформации образования, и А.Волков. Въедливая их насмешливость держала в напряжении не только докладчиков, но и весь зал. Правда, когда сами сколковцы озвучивали не очень удачные рекомендации, им тут же приходилось ощутить неуступчивость томичей — аргументировать свою позицию они умеют. Признаться, меня не раз удивляла выдержка докладчиков. Чувствовалось, что в Томске культура академических дискуссий высока. Скучно почти не было.
Томск же благодаря упорной совместной работе на стратегической сессии сумел набросать некий абрис будущего Большого университета. Губернатор, ознакомившись с предложениями, даже заявил, что, похоже, эти пять дней потрясли науку Томска и всех изменили.
Итак, про абрис. На флаге будущего университета — экспорт образования и технологий. Значит, конгломерату науки и образования суждено втягивать в свою орбиту мобильные таланты, формировать из них космополитичные команды, собирать ресурсы, привлекая к сотрудничеству компании глобального уровня. То есть совершенствовать контакты с людьми, способными на продуктивную деятельность. Или, говоря иначе, научиться концентрировать человеческий капитал. Сейчас шесть вузов Томска обучают почти 60 тысяч студентов, среди них 20% — иностранцы из 93 стран. В 2035 году в Большом университете (у него будет звонкое имя, которое ищут, тщательно осмысливая все предложения, ведь «как назовешь, так и полетит») смогут заниматься 100 тысяч человек. Из них до 40% — из-за рубежа. Учить их надо будет на английском, но, возможно, потребуется и знание китайского. В любом случае понадобится привлечь, расселить, обустроить 3-4 тысячи требовательных зарубежных гостей, которые должны жить не хуже, чем дома. Точно придется учитывать бытовые потребности людей: строить коттеджный поселок для преподавателей, которых, пусть не навсегда, но на семестры или годы, надо «заманить» в Томск. И для этого улучшить транспортную доступность города. Как? Участники стратегической сессии рекомендовали губернатору договориться с правительствами Малайзии, Индонезии, Китая о чартерных авиарейсах к началу и окончанию семестров. Сергей Анатольевич взял на заметку предложение, а ректор ТГУ заверил, что вузы вложатся в оплату таких рейсов.
Пока в планах Большого университета — увеличение количества зарубежных студентов более чем вдвое — до 25 тысяч к 2025 году. Для этого собираются прирастить учебные площади на 80 га, спортивные — на 20, на 30 га выстроить новые общежития. Круто? Нет, по минимальной норме. Даже для этого придется задействовать все возможности университетских территорий, да привлечь еще земельные ресурсы, находящиеся рядом в федеральной и частной собственности. Тут пригодится опыт Сочи при подготовке к Олимпиаде.
Услышав это предложение, губернатор тут же дал распоряжение Л.Огородовой выделить грант на конкурс команд юристов, которые буду готовить необходимые законодательные инициативы.
— А как коррелирует НОЦ и Большой университет? — не раз интересовались присутствующие. О создании сети научно-образовательных центров мирового уровня как об одной из задач нацпроекта «Наука» томичи помнят и уже озвучили твердое намерение создать у себя такой ориентированный на экспорт образовательных услуг НОЦ. В марте Министерство науки и высшей школы России обещает объявить соответствующий конкурс. Теперь ясно, что Большой университет станет составной частью НОЦ Томска. «Золотой треугольник» — областная власть, бизнес и наука — сосредоточен на ответственной проработке проекта. Известно, что в нем согласились участвовать и начали создавать первые кросс-индустриальные центры «Сибур», «Газпром нефть», «Интер РАО».
Амбиции — достойный ответ на глобальные вызовы, Большой университет должен быть соразмерен масштабам проблем, над которыми будет работать. Пока лишь 1% университетов мира располагает достаточным количеством материальных, финансовых, людских ресурсов для решения подобных задач.
Эксперты Сколково все время напоминали: мало обозначить направления исследований — надо разобраться с рынками и партнерами. Да еще определиться с перспективами, которых намерены достичь к 2025-му, 2030-му и 2035 годам. Желательно обосновать возможность быстрых побед. Впечатлило, что день за днем участники сессии все более смело поднимали себе планку задач. Они в конце концов сформулировали главную для будущего университета: как человечеству выживать в экстремальной среде? Для этого надо научиться предсказывать катастрофы, ведя глобальный мониторинг, и анализировать большие данные. Хотите иметь здоровое общество? Готовьте социогуманитарные проекты, значимые для Сибири и всей России. Пора изучать возможность существования людей в Арктике, океане, космосе. Прорабатывать методику достижения активного долголетия — вот где поле битвы медиков. Скажем, жизнь человека в цифровой среде — тоже экстрим. Готовы мы к этому? Как отбирать и растить таланты в цифровой среде, которую скоро пророчат человечеству? ТГУ вместе с ТПУ и ТУСУР недавно выиграли грант по этому направлению.
«А еще есть прогноз, — сообщил эксперт А.Волков, — что в глобальную экономику страны будут выходить за счет уникальных городов. Томск может вписаться в их сеть, став городом-университетом. Сможете?»
Зал загудел, обсуждая перспективу. Тем более что за неделю до стратегической сессии в Томске прошел IV Международный форум университетских городов (см. «Поиск», №49, «Реактор для своих»), где томские и иностранные студенты прорабатывали свое видение кампуса, который собираются построить на левом берегу реки Томь к 2024 году. Но город-университет — это гораздо больше даже современного кампуса. Это не закрытое поселение с пропускной системой, а проточная структура для мощных потоков людей.
— Драма в том, — остудил мечтателей А.Волков, — что нет времени на раскачку. Замешкаетесь — и вас из мировой гонки за талантами вытолкнут вузовско-научные конгломераты других стран. И вообще, создавая Большой университет, сохраняйте бдительность: между миром технологий, людьми и природой нарастают конфликты, зарождается новый тип их обсуждения.
— Да, привет Грете Тунберг! — понял намек декан геолого-географического факультета ТГУ Платон Тишин. И тут же продолжил. — Конфликт при формировании пространства будущего конгломерата науки и образования потребует от мэрии санации городской среды: у нас рядом с одной студенческой общагой — пенитенциарное заведение, с другой — непрезентабельный рынок. Тут надо задействовать новые социальные технологии, чтобы сформировать город-университет мирового уровня из невеликого сибирского города с населением меньше чем 600 тысяч.
«Жизнь в городе-университете должна кипеть, а для этого придется повышать событийность, например, добиваться проведения здесь Универсиады, переезда сюда одной из структур, скажем, Всемирной организации здравоохранения или ЮНЕСКО. И начинать это позиционирование Большого университета надо сейчас, уже на «ВУЗПРОМЭКСПО» и Международном урбанистическом форуме, что пройдет в феврале 2020 года в Абу-Даби»,- делали все новые предложения группы.
При этом особой активности не демонстрировали представители академических институтов. Чувствовалось, что идея сплотиться с вузами их настораживает. Получается, что жить по-старому, когда возникают такие перспективы, недальновидно, а по-новому и заманчиво, и тревожно, вдруг потом забудут, что обещали сохранить автономию?
— Лет семь назад, — вспомнил по этому поводу С.Жвачкин, — говорил я с директорами академических структур: «Вы живете, будто страна не изменилась. Вы, как локомотив, у которого рельсы кончились, движетесь по насыпи. Путей нет, а махина едет. Не тормознете, не уложите новые рельсы, за вас это сделают другие». И через полгода создали ФАНО. Вот и сейчас скажу, что нам неизбежно вперед двигаться надо. Но пути будем прокладывать сами. За счет чего? Своего интеллекта и работоспособности. В этом году Томская область перечислила в бюджет РФ больше, чем в прошлом, и это при падении доходов от нефти и газа. Столько внесли в российскую копилку, сколько Омская, Новосибирская, Кемеровская области, Республика Алтай и Алтайский край вместе взятые. Надо думать о будущем. Мы сейчас не для одних себя вектор развития выбираем, а, может быть, для всей отечественной науки. 140 лет назад император предпочел вычеркнуть из планов постройку броненосца, но дал деньги на создание Томского университета. Поэтому я приду с просьбой не найти средства на Большой университет, а оставить на развитие часть той суммы, что мы отдаем стране. Мы их потратим на общее будущее, и вернутся они приростом ВВП России.

Елизавета ПОНАРИНА

Нет комментариев