Специалисты оценили вклад России в глобальное потепление

17.12.2019

Глобальное потепление волнует сегодня ученых всех стран мира, и российские не исключение. Специалисты под руководством академика, научного руководителя Института физики атмосферы имени А. М. Обухова РАН, профессора МФТИ и МГУ Игоря Мохова сделали оценку вклада России в глобальные изменения климата в XXI веке. Работа вышла в Doklady Earth Sciences.

Сегодня в российских регионах поглощение CO2 наземными экосистемами замедляет глобальное потепление, а выбросы природного газа метана в атмосферу, наоборот, ускоряют его. Роль общего эффекта, замедляющего потепление, согласно  полученным модельным оценкам, будет возрастать в первой половине XXI века, а после достижения максимума к концу столетия начнет снижаться, причем по-разному при разных сценариях антропогенных воздействий.

Российские леса в прохладном климате при всех возможных сценариях антропогенных воздействий в XXI веке будут в целом поглощать углерод из атмосферы. Этим они отличаются даже от тропических лесов с высокой продуктивностью (из-за быстрого разложения органики в почве с выделением в атмосферу углеродсодержащих парниковых газов). Быстрое разложение органики в почве связано с высокой температурой в течение всего года в регионах распространения тропических лесов. При этом в регионах распространения таежных экосистем даже заметное среднегодовое потепление не приводит к уменьшению поглощения углерода из атмосферы этими экосистемами. В отличие от тропических лесов, в тайге изменение климатических условий сказывается в большей степени на росте продуктивности древесной растительности, чем на разложении органики. Существенно, что в таежных экосистемах в теплые сезоны с активными биогеохимическими процессами потепление обычно меньше, чем в среднем за год.

«Россия как страна является сейчас донором для планеты. С другой стороны, существенная площадь России покрыта вечной мерзлотой, глобальное потепление способствует таянию ледников и мерзлоты и образованию болот с изменением условий для природного образования метана и его эмиссии в атмосферу. И при определенных сценариях к концу XXI века, если ничего не делать, климатический эффект увеличения эмиссии этого газа в атмосферу природными экосистемами может превысить поглощательные способности российских регионов за счет поглощения CO2. В этом смысле Россия может стать уже не природным донором, а природным эмитентом», — рассказывает Игорь Мохов.

При анализе изменений, происходящих в круговороте углерода в климатической системе Земли, и вклада в эти изменения разных регионов и стран необходимо учитывать, в частности, углеродный баланс российских лесов, влажных и других экосистем. Это особенно актуально в связи с Парижским соглашением 2015 года в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Россия подтвердила свое участие в 2019 году.  Условия Киотского протокола (с основным периодом действия в 2008-2012 гг.) не учитывали особенности природных экосистем, накапливающих углерод, включая экосистемы с лесами и болотами, характерные для российских регионов.

«Важно понимать, каких потенциальных опасностей можно ожидать в будущем. И уже сейчас целесообразно стратегически оценивать новые проблемы и новые возможности не только на ближайшие десять-двадцать лет, а и на большие временные горизонты, чтобы будущие поколения не стали заложниками наших сегодняшних решений» — резюмирует Мохов.

Фото: пресс-служба МФТИ