Цена оседлости. Сальмонелла попала в человеческую популяцию с прекращением кочевого образа жизни

03.04.2020

Первоисточником сальмонеллезной инфекции при заболевании человека брюшным тифом считались свиньи. Но сальмонелла, похоже, прошла обратный путь. Сначала тысячелетия назад ею заразились люди, а затем передали инфекцию этому парнокопытному, сообщает Sciencemag.org.

Результаты нового исследования предполагают, что ранние фермеры Евразии приобрели смертельную форму сальмонеллы, когда переходили от кочевого образа жизни охотников и собирателей к земледелию и скотоводству. Бытование внутри небольшого помещения вместе с домашними животными и отходами их жизнедеятельности способствовало тому, что Salmonella enterica, остававшаяся незамеченной в организме неизвестного животного-хозяина, легко попала в кишечник человека, где адаптировалась к нашему виду.

Исследователи давно предполагали, что переход от добывания пищи в природе к сельскому хозяйству сделал людей подверженными инфекционным заболеваниям. Однако след на скелете оставляют лишь немногие из них, а потому идентифицировать патогены по ископаемым останкам трудно, и ученые из Института исследований человеческой истории Макса Планка (Max Planck Institute for the Science of Human History) в Йене, Германия, недавно разработали метод автоматического скрининга древней ДНК на бактериальные патогены. Он называется HOPS и позволяет проводить масштабный анализ ископаемого материала.

Известный популяционный генетик Йоханнес Краузе (Johannes Krause) с коллегами, использовав метод HOPS, провели скрининг зубов 2739 людей, останкам которых, обнаруженным в разных местах в Европе, России и Турции, не меньше 6500 лет. Реконструировав по полученным результатам восемь геномов Salmonella enterica, ученые распределили их по филогенетическому дереву сальмонеллы, которое объединяет более 2500 штаммов, и обнаружили, что шесть геномов от древних фермеров и скотоводов оказываются в одной группе, но два генома от собирателей из России, которым 6500 лет, попадают в другие группы, в одной из которых находятся штаммы, вызывающие выкидыши у лошадей и овец.

А штаммы, инфицировавшие фермеров, живших в период от 5000 до 1600 лет назад, включают предшественника возбудителя паратифа С, который вызывал смертельную форму кишечной лихорадки, сходную с нынешним брюшным тифом. Подобные штаммы сальмонеллы, носителями которых являются свиньи, появились только 4000 лет назад. Результаты этого исследования опубликованы в журнале Nature Ecology&Evolution.