Сомнительный эффект. Эксперты о китайском CRISPR-эксперименте

20.12.2019

Недавно были обнародованы детали эксперимента по редактированию человеческих эмбрионов, который в прошлом году провел китайский ученый Хэ Цзянькуй (He Jiankui). В результате экстракорпорального оплодотворения с попыткой придания детям мутации, ограждающей их от заражения вирусом иммунодефицита человека, в конце года на свет появились девочки-близнецы Лулу и Нана, и тогда Хэ Цзянькуй сделал громкое заявление о прорыве в медицине, который может «взять под контроль эпидемию ВИЧ». Выдержки из рукописи его статьи с изложением работы и полученных результатов, сопровождаемые комментариями экспертов, опубликовало издание MIT Technology Review. Общий вывод публикации можно свести к нескольким тезисам: не ясно, достиг ли Хэ Цзянькуй ближней цели придания детям устойчивости к вирусу, но он точно пренебрег этическими и научными нормами. С мутацией, придающей устойчивость к ВИЧ-инфицированию, рождается некоторый процент современной популяции. Это мутация по гену вирусного рецептора, которая называется CCR5. Китайский экспериментатор решил воспроизвести ее, отредактировав нормальную версию гена с помощью эффективной системы CRISPR. По словам одного из экспертов MIT Technology Review, специалиста по геномному редактированию Федора Урнова (Fyodor Urnov) из Калифорнийского университета Беркли (University of California, Berkeley), «заявление о том, что он — Хэ Цзянькуй — воссоздал доминантную мутацию по CCR5 — бесстыдное искажение истинных данных, которое можно описать двумя словами, — преднамеренная ложь». «Исследование показывает, что воспроизвести ее не удалось», — утверждает Ф.Урнов.
Нацелившись на ген CCR5, Хэ Цзянькуй с коллегами должны были вырезать из него некую часть, чтобы получился вариант под названием «Дельта-32», но вместо этого получились непредвиденные «редакторские правки», эффект которых пока неясен. В такой непредсказуемости — несовершенство метода CRISPR в его сегодняшнем виде. Китайские ученые утверждали, что они искали подобные эффекты в эмбрионах на ранней стадии и нашли только один, но, как отмечает издание MIT, они обошли молчанием тот факт, что невозможно провести полноценный анализ, не проинспектировав все эмбриональные клетки и, следовательно, не разрушив их. Этические претензии к Хэ Цзянькую касаются также информирования родителей отредактированных детей, которые, по мнению экспертов, не вполне понимали цели экспериментов. Рукопись статьи ученый представил в редакции двух журналов, но их отклонили. Как она попала в MIT Technology Review, — другой этический вопрос.