Стимулирование стволовых клеток омолаживает мозг, выяснили ученые

10.01.20

Если увеличить количество стволовых клеток в мозге — это позволит восстановить когнитивные функции, такие как обучение, память и способность к навигации? Исследование, проведенное немецкими учеными во главе с профессором Федерико Калегари из Центра регенеративной терапии Технического университета Дрездена показало, что это возможно.
Ученым удалось путем воздействия на стволовые клетки головного мозга увеличить количество нейронов, при этом замедлив процессы старения мозга, и частично вернуть утраченные когнитивные функции, сообщает сообщает журнал Nature Communications.
Возрастные изменения функциональной пластичности мозга, во многом связаны с ослаблением нейрогенеза — новообразования новых нейронов, генерируемых стволовыми клетками мозга.
Когда с помощью специальных инъекций ученые начали стимулировать нервные стволовые клетки гиппокампа мышей, это привело к увеличению числа новообразованных нейронов. При этом произошло, как возрастное снижение нейрогенеза у старых мышей, так и улучшение когнитивных функций у всех возрастных групп подопытных.
Новые нейроны не просто были жизнеспособны в течение длительного времени, но и образовывали связи с соседними клетками в мозге животных. Старые мыши стали лучше ориентироваться в пространстве с помощью построения карт окружающей среды — так, как это делают молодые особи, а не с помощью стратегии запоминания ориентиров и выработки привычки, характерной для пожилых.
«У молодых особей область мозга, называемая гиппокампом, имеет решающее значение для запоминания мест и событий, а также отвечает за создание карт новых сред. Пожилые особи используют другие структуры, которые больше связаны с развитием привычек. Было очень интересно увидеть, что добавление большего количества нейронов в гиппокамп старых мышей позволило им использовать стратегии, типичные для молодых животных. Речь шла не только о том, насколько быстро они учились, но, скорее, о том, насколько отличался сам процесс обучения»,
— говорит один из авторов исследования Габриэль Бердуго-Вега.
Стимулирование стволовых клеток помогло и молодым особям — на протяжении жизни у них дольше сохранялась память, а возрастные когнитивные нарушения были отсрочены.
«У людей также есть стволовые клеток в головном мозге, и известно, что эти стволовые клетки значительно сокращаются в течение жизни. Выявление причин, лежащих в основе когнитивного дефицита при старении, и их устранение имеют решающее значение для быстро стареющего общества. Наше исследование демонстрирует, что возрастные нарушения можно остановить путем восстановления нейрогенного потенциала мозга, таким образом омолаживая его»,
— говорит профессор Калегари.