Наши люди в Поднебесной. Санкт-Петербургский политех осваивается в Китае

Первое ощущение от Шанхая — такого ты еще никогда не видел! Этот переливающийся огнями очаг цивилизации XXI века больше Нью-Йорка, Санкт-Петербурга и Москвы вместе взятых. Не мегаполис даже, а мегамуравейник с населением 24 миллиона человек. Второе ощущение: то, что у нас называют «шанхаем», — бестолковое нагромождение построек где-нибудь на окраине — так звать уже не стоит, ибо современный Шанхай опрятен, подтянут и строен, как его многочисленные небоскребы. Самая высокая башня взметнулась аж на 632 метра. Город вертикально структурирован, жизнь его проистекает на разных уровнях: мчат поезда подземки, долгие светофоры сдерживают движение по улицам, зато по накрывшей город сети эстакад машины несутся сплошным потоком, но и здесь им уже тесно.

Источник: 1maps.ru

Утром в аэропорту посланцев СПбПУ встречали двое. Явно свои люди в Шанхае и — что самое ценное — наши. Миловидная хрупкая Дарина Бальжимаева, сотрудница представительства Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого в КНР, и выпускник Политеха Цзи Пугуан, веселый крепыш в очках, который, подхватив наши сумки, сходу начал шутить, что он специально прилетел на один день из маленького городка Тяньцзинь, население которого — всего 14,5 млн человек: это недалеко от Пекина, примерно как Колпино от Петербурга, тоже полчаса на электричке, только со скоростью 350 км в час. Пугуан знал, о чем говорит: студентом проходил практику в Колпино, на Ижорском заводе как «порошковик» (специальность — порошковая металлургия и композиционные материалы), в 2013 году в Политехе защитил кандидатскую. Сейчас работает в Хэбэйском технологическом университете и параллельно занимается созданием Ассоциации китайских выпускников Политехнического, которые пока что «группируются» в социальной сети WeChat. Начальник Управления международного сотрудничества СПбПУ Владимир Хижняк, узнав об этом, обрадовался — обсудим вечером в представительстве. Прозвучало это почти как «вечером дома».

В церемонии открытия представительства СПбПУ в Шанхае принял участие
ректор СПбПУ академик РАН Андрей Рудской

Представительство Политехнического в КНР — первое и пока единственное среди российских вузов. История его создания поучительна. В ноябре 2015 года делегация администрации Пудунского нового района Шанхая приехала наводить мосты в Россию. Район нерядовой, визитная карточка города и воплощение динамичного развития Китая: знаменитые небоскребы Всемирного финансового центра и Цзинь Мао, та самая башня, уходящая в облака, парк высоких технологий Чжанцзян. Лет 20 назад на этой территории было лишь несколько рыбацких деревень. Китайцы искали в России адекватных партнеров и выбрали Санкт-Петербургский политехнический университет. Он и раньше сотрудничал с китайскими вузами. Но у ректора академика РАН Андрея Рудского возникла идея: не просто заключить очередной договор, а открыть официальное представительство — для повышения конкурентоспособности и узнаваемости университета в КНР и других странах Азиатско-Тихоокеанского региона, продвижения совместных проектов в сфере образования, науки, инноваций. Работа по его созданию была поручена проректору по международной деятельности профессору Дмитрию Арсеньеву и его команде. Представительство открылось в апреле 2016 года в рамках 4-й Шанхайской международной выставки технологий, на фоне стратегического сближения России и Китая. Три года спустя мне предстояло выяснить, как реализуются чеканные формулировки его устава.

Содержательная часть программы началась без раскачки. Забросив вещи в гостиницу, мы отправились в офис Шанхайской ассоциации биомедицины (ШАБМ), что разместился в одном из высотных зданий технопарка. Привычная научно-техническая среда, если не считать пониженной температуры. В Шанхае (не знаю, как насчет северного Китая) нет систем домового отопления, и хотя на улице было плюс 12, мы изрядно продрогли. Вероятно, единственный способ согреться в таких условиях — интенсивно работать, в чем обитатели здания преуспели. В этом ядре биотехнологического и фармацевтического кластера Шанхая разрабатывают и выпускают широкий спектр продукции — от рентгеновских установок до лицензированных лекарств, причем добрую половину резидентов, как и во всем технопарке, составляют R&D компании и стартапы с иностранным участием. В структуру кластера интегрированы несколько китайских университетов, теперь к ним добавился и Политехнический, заключивший с ШАБМ соглашение о сотрудничестве. С помощью представительства провели три российско-китайских биомедицинских форума в рамках инициативы «Новый Шелковый путь» — с выходом на конкретные проекты.

Опора представительства —
китайские выпускники Политехнического

Как действует «эффект присутствия» представительства? К примеру, одна из перспективных разработок политехников — применение терагерцевого излучения в медицине. Этим продуктивно занимается доктор физико-математических наук Николай Баграев: запатентованы технологии, выпускаются приборы. С помощью ассоциации пригласили 15 китайских компаний в свой офис на видеоконференцию с Политехом. Но чтобы они откликнулись, понадобилось заблаговременно ввести потенциальных инвесторов и партнеров в курс дела. И тут проявился еще один принцип представительства, назовем его «упреждающее участие»: не ждать, пока с неба свалятся актуальные темы, а самим находить их как с китайской, так и с российской стороны, и не стесняться тормошить разработчиков. В итоге терагерцевым излучением заинтересовался Сючжоуский НИИ биомедицинского инжиниринга и технологий Китайской Академии наук. Сейчас политехники подают совместную с ним заявку на грант РФФИ. Вряд ли такие проекты удалось бы инициировать дистанционно.
В целом же парк Чжанцзян, знакомство с которым мы продолжили «по холодку», — пример стремительной научно-технологической экспансии Китая. Учрежден местными властями в 1992 году как первая в КНР зона высоких технологий на площади 25 га. В 1996 году Министерство науки и технологий Китая, Министерство здравоохранения Китая, Академия наук КНР и администрация Шанхая подписали соглашение о создании здесь Национальной биомедицинской технологической базы. Сегодня на этой базе рождается до трети всех китайских лекарств. Другие основные направления — микроэлектроника, информационные технологии — также бурно развиваются: к примеру, капитализация всех компаний IT-кластера составила 284 млрд юаней (почти 3 триллиона рублей). План развития технопарка, рассчитанный до 2017 года, выполнен. Согласно указаниям Председателя КНР Си Цзиньпина о приоритетах инновационного роста экономики, принят новый план: парк превратится в научный город площадью 95 га, появятся еще 8 зданий и усилится ряд направлений — аэрокосмическое, искусственный интеллект, охрана окружающей среды и экология человека. Возрастет доля площадей, предназначенных для научных исследований, объектов здравоохранения, культуры, спорта, образования.

Понятно, что наш Политех, заключивший соглашения как с администрацией Пудунского нового района, так и с парком Чжанцзян, окажется в эпицентре этих свершений, как и само представительство, находящееся в сердце Чжанцзяна, в здании бизнес-инкубатора ПуЭ, по соседству с Исследовательским центром Байду, инжиниринговой компанией Wison, американскими корпорациями Hewlett Packard и FMC. Более того, у будущего Чжанцзяна немало общих черт с этапным проектом Политехнического — федеральным технополисом, создание которого поддержал Президент России Владимир Путин («Кампус для великих дел», «Поиск» №9, 1.03.2019 год). Такая общность сулит масштабирование сотрудничества для продвижения отечественного образования и науки в Китае. Вот что значит оказаться в нужное время в нужном месте.
Отогрелись горячим чаем мы уже в представительстве. Выглядит оно достойно, соответственно репутации ведущего технического вуза России — центральный холл с экспозицией, посвященной СПбПУ, конференц-зал с видеосвязью, учебный класс, переговорная комната, кабинеты руководителя и сотрудников: суммарная площадь — около 300 кв м. Притулиться на периферии, как бедные родственники, было бы неправильно, а сюда не стыдно и высоких гостей пригласить, обсудить общие дела в учебной, научно-технической, инновационной сферах. Причем не только проекты Политеха. В этих стенах проводили встречи и переговоры со своими китайскими партнерами генеральный директор НМИЦ им. В.А.Алмазова академик РАН Евгений Шляхто, ректор Московского авиационного института академик РАН Михаил Погосян, другие деятели российской науки и высшей школы. Это еще один принцип представительства, который провозгласил ректор Андрей Рудской: работаем для всей России.
В офисе представительства и правда чувствуешь себя по-домашнему. Нас принимали его первый руководитель, ныне — заместитель директора бизнес-инкубатора ПуЭ госпожа Су Чжин, ее преемник, энергичный и работящий Лу Чжиюй, три года назад закончивший Институт энергетики и транспортных систем Политехнического, и уже знакомая нам Дарина Бальжимаева, выпускница Читинского университета, специалист по международной экономике, попавшая в поле притяжения Политеха. Одно из главнейших условий успешной работы в Поднебесной — знание китайского языка. Выпускник магистратуры должен знать 4 тысячи иероглифов. Так вот Дарина выучила и активно использует пять тысяч. Трудится как пчелка, при этом Политехнический для нее — исключительно «наш университет». К правильному делу прикипают правильные люди.

Хозяева представили проекты в сфере образования. Они самые многочисленные, и странно, будь иначе: у Политеха в Китае 37 университетов-партнеров. С созданием представительства укрепились связи с давними, такими как лидер национального рейтинга пекинский Цинхуа, и появились новые. Среди них — Университет Цзяотунг, который является администратором Международного шанхайского рейтинга вузов и возглавляет научно-инновационную ассоциацию «Шелкового пути» (Belt&Road Science&Innovation Network). Политехнический вошел в ее управляющий комитет. Это разноплановая работа, основной вектор которой — приобщение китайских школьников и студентов к русскому языку и культуре. Их регулярно приглашают на видеомосты со сверстниками, обучающимися в Политехе. Провели Недели русского языка в Шанхае, Харбине, Сиане, открыли подготовительный факультет в Хэйлунцзянском университете, организуют обмены преподавателями. Готовятся к открытию центра русского языка при представительстве, где можно было бы проводить тестирование для поступления в российские вузы. Начали работать с магистрами — первая группа отправилась в Политех на англоязычную программу по материаловедению. Число китайских студентов в Политехническом неуклонно растет — хватило бы мест в общежитиях. Вряд ли бы их рекрутирование и сопровождение удалось обеспечить «по удаленке».
Похоже, с представительством в Китае Политех попал в яблочко. Конечно, пришлось попотеть с оформлением документов, «отведать» бюрократических процедур в МИДе, Минобрнауки, Минюсте, но это были неизбежные трудности первопроходцев. Единственный вопрос: как два сотрудника представительства справляются с такой нагрузкой? Д.Бальжимаева ответила простодушно: «Так мы же все делаем вместе с международными службами нашего университета». А В.Хижняк, довольно улыбаясь, уточнил: «Случается, звоню в 7 вечера — у них полночь, но они всегда на связи. И не было случая, чтобы подвели. А знаете, почему? В Китае народу много, конкуренция большая, поэтому побеждают те, кто работают изо всех сил».

Аркадий СОСНОВ
Фото Медиацентра СПбПУ

Продолжение следует

Нет комментариев