Созданы маркеры, отличающие рак щитовидной железы от доброкачественных опухолей

18.10.2019

Российские ученые разработали ряд новых белковых маркеров опухолей щитовидной железы. Они помогают отличить рак от доброкачественных узловых образований. Таким образом ученые надеются повысить достоверность предоперационной диагностики приблизительно у половины пациентов с наиболее сложными опухолями щитовидной железы. Результаты работы опубликованы в журнале Cancer Letters, а это исследование поддержано Российским научным фондом.

По данным ВОЗ, почти 700 миллионов человек в мире страдают разными заболеваниями щитовидной железы. В 6 случаях из 100 тысяч речь идет об онкологии. Ежегодно в мире регистрируется более 300 тысяч новых случаев рака щитовидной железы, а в России – около 12 тысяч.
Золотой стандарт диагностики узловых образований щитовидной железы – тонкоигольная пункционная биопсия. Врач при помощи тонкой иглы отбирает образец ткани для последующего микроскопического исследования. Однако приблизительно у трети пациентов это исследование не может дать окончательный ответ, является ли данный узел доброкачественным или злокачественным.
В рамках исследования ученые применили методы генной инженерии, чтобы «включить» специфическую онкогенную программу в растущих in vitro (вне организма) нормальных клетках щитовидной железы. Затем исследователи применили разработанный ими гибридный метод анализа совокупности белковых молекул (клеточного протеома). Это позволило одновременно выявить два класса потенциальных молекул-биомаркеров. Во-первых, ученых интересовали белки, содержание которых сильно увеличивается при превращении клеток щитовидной железы в раковые. Во-вторых – белки, на которые специфически реагирует иммунная система пациентов, синтезируя антитела.

В наиболее широком смысле предложенный нами метод способен значительно оптимизировать процесс поиска маркеров для самых разных видов опухолей, не только в щитовидной железе. Наша методика позволяет сфокусировать поисковый процесс на молекулах, которые непосредственно связаны с воздействием отдельных онкогенных мутаций в опухолях ранних стадий и низкого злокачественного потенциала. Именно для них ранняя и точная диагностика имеет решающее значение,