Эксперты ВШМ СПбГУ: глобальный мониторинг предпринимательства показал рекордный рост числа новых компаний в России до пандемии

24.06.2020

Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета при поддержке Сбербанка представила полную версию национального отчета «GEM Россия 2019/2020». В 2019 году в России количество людей, вовлеченных в создание и управление новыми компаниями, составило 9,3 % от общего трудоспособного населения. Этот показатель стал рекордным для России за все время проведения исследования (с 2006 года).

В других странах такой показатель колеблется от 4-5 % в Италии, Польше, Пакистане и Японии до 35 % в Чили и Эквадоре. В странах БРИКС количество людей, предпринявших попытки создать и управлять новым бизнесом, тоже различается. Например, в Бразилии 23 % трудоспособного населения являются ранними предпринимателями, в Индии — 15 %, в Китае — 8,7 %. Каким образом на показатели предпринимательской активности повлияет пандемия коронавируса, покажет мониторинг 2020 года.

«Из результатов национальной части исследования мы видим, что в 2019 году рост предпринимательской активности в России буквально рекордный. За год выросло количество тех, кто верит в то, что в их регионе существуют широкие возможности для создания своего дела. Эти изменения позитивные, но показатель все еще достаточно низкий (всего 30 %) для того, чтобы говорить о влиянии малого бизнеса на экономику страны. Тем интереснее будет посмотреть на результаты исследования предпринимательской активности после пандемии. Во время прошлых кризисов доля тех, кто создавал новые бизнесы в странах со средним уровнем экономического развития, не только не снижалась, но и росла, в первую очередь за счет увеличения числа тех, кто вынужденно становился предпринимателем в условиях безработицы», — отметила руководитель проекта GEM в России, доцент Высшей школы менеджмента СПбГУ Ольга Верховская. Количество людей, чей бизнес существует на рынке более 3,5 лет, практически не изменилось. Этот показатель составил 5,1 %.

В 2019 году в России чаще создавали бизнес, чем закрывали его. 3,4 % взрослого трудоспособного населения перестали быть предпринимателями, причем большинство их бизнесов перестало существовать, и лишь пятая часть продолжила работать с другими владельцами. 80 % тех, кто закрыл свой бизнес в 2019 году, объяснили свое решение финансовыми проблемами и неблагоприятными внешними факторами.

Главным мотивом создания собственного дела остается необходимость поддержания уровня дохода. 78 % респондентов согласились с тем, что предпринимательская деятельность позволяет заработать в условиях ограниченности других предложений трудоустройства, а 69 % связывают с предпринимательской деятельностью возможности высокого заработка и финансового благополучия. Четверть респондентов стали предпринимателями вслед за старшими родственниками.

В 2019 году выросло число тех, кто планирует открыть собственное дело в ближайшие три года. Оно составило 9,8 % населения, что на 4 % выше прошлогоднего показателя.

В 2019 году более чем в два раза увеличилась доля российских компаний, которые имеют потребителей за рубежом. Этот показатель составил 14,4 %. Помимо этого, в значительной степени изменились оценки перспективности бизнеса у ранних предпринимателей. 30,2 % респондентов заявили, что их бизнесы обладают высоким потенциалом роста, что вдвое превышает значение прошлого года.

Глобальный мониторинг предпринимательства анализирует различные аспекты предпринимательской деятельности, в том числе вовлеченность населения в создание и управление как новыми компаниями, существующими на рынке менее 3,5 лет, так и теми фирмами, которым удалось преодолеть этот рубеж; мотивы открытия бизнеса и причины, по которым компании закрываются; отношение населения к предпринимательству и уровень предпринимательских намерений; планы развития предпринимательских фирм.

С момента создания проекта в 1997 году в нем приняли участие 110 стран. В России на протяжении 14 лет проект реализуется исследовательской группой Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, с 2018 года при поддержке Сбербанка.

«Проект «Глобальный мониторинг предпринимательства» демонстрирует важные показатели мировой экономики: предпринимательскую активность и причины ее колебаний. Мы видим существенное увеличение количества желающих создать свое дело. Соответственно, растет и спрос на управленческие компетенции. Современный менеджмент — это набор знаний и инструментов для решения нестандартных задач, для управления бизнесом и командами, то есть набор компетенций, необходимых как для сотрудников крупных корпораций, так и для частных предпринимателей и стартаперов. Задача бизнес-образования в целом и Высшей школы менеджмента СПбГУ в частности — обеспечить необходимым управленческим инструментарием лидеров всех уровней на всех этапах развития их карьеры и бизнеса. Научно-практические исследования мирового уровня, современные методики передачи знаний и онлайн-технологии позволяют будущим управленцам и предпринимателям получать менеджерские компетенции, соответствующие самым актуальным вызовам рынка», — говорит Ольга Дергунова, заместитель президента — председателя правления банка «ВТБ», директор Высшей школы менеджмента СПбГУ.

С уважением, пресс-служба СПбГУ

Нет комментариев