Коронавирус предлагают лечить радиацией. В чем подвох?

14.08.20

Пандемия коронавируса так сильно напугала человечество, что новые методы борьбы с этой болезнью практически сразу начинают тестировать на людях. Так, ученые ученые из Канады и США предложили использовать для лечения COVID-19 радиотерапию. Они изучили научные публикации и пришли к выводу, что низкие дозы радиации могут снизить смертность от пневмонии на 20%. Проведенные ранее эксперименты на животных показали, что острая фаза пневмонии может сократиться вдвое. Эти выводы вдохновили научную группу из Института рака Университета Эмори (США). Ученые уже успели апробировать методику на пациентах с коронавирусом. Они наблюдали за двумя группами по 10 человек. Первая получила лучевое лечение, вторая – нет. В результате те, кто прошел радиотерапию, выздоровели за 3 дня против 12 в контрольной группе.

«Описанное в данном отчете однократное десятиминутное лечение несет минимальную токсичность и хорошо переносится даже пожилыми пациентами и людьми с хроническими заболеваниями», — делают вывод авторы исследования.

Казалось бы, новость отличная, но многие ученые поспешность американских коллег не одобряют.

«Малые дозы, даже 1–2 Грей, провоцируют радиационно обусловленные раки. Надо искать другие способы лечения, — рассказала в интервью «Известиям» профессор отделения биотехнологий НИЯУ МИФИ, ведущий научный сотрудник НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина Ирина Лебеденко.

Вирусологи также сомневаются в безопасности такого метода лечения коронавируса.

«Уже много лет назад твердо установлено, что в первую очередь от такого облучения поражаются организмы с большим геномом. А в последнюю — с самым маленьким. Поэтому сначала пострадают человеческие клетки, в особенности иммунные», — объяснил газете заведующий лабораторией биотехнологии и вирусологии Новосибирского государственного университета Сергей Нетесов.

Об этом же говорят и в самих Соединенных Штатах. Несколько ведущих радиологов страны в своей статье предупредили об опасности методики. По их словам, лучевая терапия в низких дозах, конечно, уменьшит воспаление, но при этом она убьет B- и T-клетки иммунной системы, необходимые для борьбы с коронавирусом.

Екатерина Булатникова