Роковая связь. Тяжелое течение CoVID-19 обусловлено особенностями в двух генетических участках

19.06.2020

В настоящее время не ясно, почему некоторые люди, инфицированные SARS-CoV-2, вирусом, который вызывает COVID-19, болеют тяжело, тогда как у других заражение сопровождается умеренными симптомами. Есть данные, указывающие на усугубляющую развитие тяжелого острого респираторного синдрома роль хронических заболеваний, таких как гипертония и диабет. Но известно также, что реакция человеческого организма на вирусные инфекции может быть обусловлена генами. В начале июня на сервере препринтов medRxiv была размещена статья с результатами масштабного исследования — полногемного поиска ассоциаций (GWAS), в котором были выявлены значимые генетические варианты в двух участках. Один локус кодирует группу крови, а другой, находящийся на 3-й хромосоме и несущий многие гены, обусловливает дыхательную недостаточность, характерную для поражения вирусом SARS-CoV-2, сообщает издание The Scientist. Полногеномный поиск ассоциаций был проведен на 1610 образцах от пациентов с подтвержденным COVID-19 и 2205 контрольных образцах от здоровых людей. Авторы исследования — большой коллектив ученых из разных европейских научных и медицинских организаций. Полногеномный поиск ассоциаций — это основанный на статистике непредвзятый подход, позволяющий выявить связь между вариантами генов и внешними проявлениями, в частности, заболеваниями.
Группа исследователей собрала, генотипировала и проанализировала образцы 775 пациентов и 950 здоровых людей из Испании и 835 пациентов и 1255 человек контрольной группы из Италии. Все пациенты были госпитализированы и нуждались в респираторной поддержке из-за дыхательной недостаточности, и у них выявили два геномных участка, где находились варианты генов, не встречающиеся у людей того же географического региона, но негоспитализированных. Анализ первого участка, который кодирует группу крови, показал, что люди с группой крови А подвержены высокому риску развития дыхательной недостаточности, тогда как нулевая группа крови представляется защитной. Вероятность госпитализации с острыми респираторными синдромами в случае крови группы А в полтора раза выше, чем при крови других групп. Второй выявленный геномный участок на 3-й хромосоме кодирует несколько важных для развития заболевания генов, в частности, белок-транспортер аминокислот, который связывается в рецептором АСЕ2, посредством которого вирус SARS-CoV-2 проникает в клетки человека. Два других гена определяют эффективность мобилизации Т-лимфоцитов при вирусной инфекции.