Аппарата маловато? Ученым неуютно без опеки. Борьба с болячками переходного периода, которые в последнее время так и лезут наружу, — так определил основную задачу текущего момента председатель Профсоюза работников РАН Виктор Калинушкин.

Борьба с болячками переходного периода, которые в последнее время так и лезут наружу, — так определил основную задачу текущего момента председатель Профсоюза работников Российской академии наук Виктор Калинушкин. О методах лечения шла речь на первом в этом году заседании Центрального совета профсоюза. В нем приняли участие около 50 руководителей региональных и территориальных организаций профсоюза, представлявших практически все регионы страны, в которых работают академические структуры. Был среди них и председатель профорганизации крымских ученых, которая влилась в Проф­союз РАН.

В числе проблем, серьезно осложняющих жизнь институтов, собравшиеся назвали слишком медленное формирование аппарата Федерального агентства научных организаций, в ведение которого перешли организации РАН. Сегодня вместо предполагаемых пяти у главы агентства есть всего один заместитель. До сих пор не назначен руководитель Управления по взаимодействию с Российской академией наук и обеспечению деятельности научно-координационного совета. Сам совет тоже не создан, равно как и представительства ФАНО в регионах.
Передача дел должным образом не налажена, утверждают в профсоюзе. Сотрудникам агентства, пришедшим в него работать не из РАН, только еще предстоит знакомиться со спецификой научной деятельности, а аппараты президиумов в центральной части РАН и в региональных отделениях уже втрое сокращены.
Тревожат ученых и новые тенденции в сфере оплаты труда. Их, в частности, насторожили заявления главы ФАНО о том, что директор каждой подведомственной агентству организации вправе устанавливать собственную систему оплаты труда и регулировать нормативную численность работников. Проф­союзникам удалось убедить руководство агентства, что это первый шаг к запредельному расслоению по доходам и к массовым сокращениям. Достигнута договоренность разрабатывать единую систему оплаты труда, и создана комиссия по ее подготовке.
— Задача, которую нам предстоит решать, не из простых, — отметил Виктор Калинушкин. — В РАМН и РАСХН механизм формирования зарплаты принципиально отличался от нашего: он был, как в госорганах: маленькие оклады и серьезные надбавки. Эта форма оплаты труда удобна для руководителей, она дает им возможность держать подчиненных в кулаке. В науке такая жесткость вряд ли уместна. Поэтому мы надеемся, что нам удастся достигнуть согласия с коллегами и агентством.
Профсоюз активно взаимодействовал с ФАНО и в процессе подготовки примерного устава научной организации. Ученые предложили свои правки в написанный агентством документ. Эти коррективы, а также методические рекомендации ФАНО по формированию новых редакций уставов институтов обсуждались на встрече у заместителя руководителя агентства Алексея Медведева. После консультаций примерный устав был дополнен положениями, направленными на сохранение в институтах традиций РАН и элементов научного самоуправления. Получившийся вариант типового устава, недавно направленный в институты, все равно не удовлетворил профсоюзников. На своем совете они подготовили рекомендации по его улучшению, которые разослали по институтам и опубликовали на своем сайте.
— Мы не предлагаем институтам вносить ничего такого, что шло бы вразрез с позицией ФАНО, — отметила участвовавшая в переговорах зампредседателя профсоюза Галина Чучева. — Они настаивали на том, что дополнительные пункты в их примерный устав можно включать только при наличии в законодательстве прямых указаний на такую необходимость. Поэтому все рекомендуемые нами правки носят уточняющий характер. 
Еще один больной вопрос, по мнению лидеров Профсоюза РАН, — разработка профессиональных стандартов для ученых. На первый вариант документа, подготовленный фирмой, которую по конкурсу выбрал Минтруд, профсоюз написал отрицательный отзыв. До проф­союзников дошли слухи, что в недрах министерства родилась следующая версия, но ее на оценку им уже не прислали. Член Центрального совета профсоюза Михаил Митрофанов, изучавший первый документ, отметил, что он был очень сырым и больше походил на должностные обязанности сотрудника.
При этом содержанию научной деятельности в тексте было уделено мало внимания, основной упор делался на соблюдение формальных правил. Например, был пункт о том, что ученый “обязан поддерживать бесконфликтные отношения в коллективе”. “Если речь идет о поступках, подпадающих под действие административного и уголовного законодательства, это одно, но если о рабочих спорах, то как без них можно обойтись в науке?” — задался вопросом М.Митрофанов и продолжил с иронией: “Такие непрофессионально выполненные профессиональные стандарты могут стать инструментом отлучения людей от профессии”. Решено было просить подключиться к разработке стандартов специалистов-правоведов из академических институтов.
Во время заседания совета состоялась встреча лидеров профсоюза с представителями ФАНО — начальником Отдела социально-бытового обеспечения агентства Олегом Полищуком и его заместителем Олегом Смылиным. Основными темами разговора были жилищные проблемы и ведомственная социальная сфера. Выяснилось, что с жилищными сертификатами для молодых сотрудников, работающих в центральной части РАН, вышла накладка. Своевременно подготовленные списки зависли в Жилищном отделе Академии наук. При этом РАМН и региональные отделения РАН подали заявки в Минрегион вовремя.
Представители агентства считают, что “поезд ушел” окончательно и научная молодежь в текущем году останется без квартир. Профсоюз же придерживается иного мнения: научные сотрудники не должны отвечать за чиновничьи “косяки”. Он направил руководству агентства обращение с просьбой исправить положение.
В ходе разговора было задано много вопросов о строительстве служебного жилья и распределении уже готовых квартир, о содержании общежитий и других объектов социальной инфраструктуры. Работа по этим направлениям заморожена в связи с передачей дел из РАН в ФАНО. Сотрудники агентства пообещали как можно скорее разобраться в ситуации и вновь запустить процесс, а профсоюзные лидеры, со своей стороны, выразили готовность им в этом помочь.

Надежда ВОЛЧКОВА
Фото  Николая Андрюшова

Нет комментариев