На чужих ошибках. Питерцы узнали секреты стартапа

Посетивший Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) легендарный американский предприниматель Боб Дорф рассказал стартаперам города о том, как избежать ошибок и построить выдающуюся компанию.

Сам Боб создал 25 стартапов, 7 из них вывел на IPO. Полученный опыт и 500 типичных просчетов (в том числе собственных) Боб изложил в книге “Стартап: настольная книга основателя”, написанной в соавторстве со Стивом Бланком, также выступавшим в ИТМО три года назад.
По словам Боба, книга написана, прежде всего, для молодых инженеров, желающих вывести свою разработку на рынок. Для достижения успеха они должны соблюсти три условия — продукт должен быть тиражируемым, а бизнес масштабируемым и рентабельным. При этом основываться нужно на концепции исследования запросов потребителей (customer development). Хороший продукт без потребителя — это провал.
В числе ключевых ошибок разработчика стартапа — стремление написать бизнес-план, на создание которого уходит два-три месяца. На самом деле, всё, что необходимо для создания масштабируемой компании, — это бизнес-модель, помещающаяся на листе формата А4. Кто ваш клиент, чем ваш продукт лучше других, как вы продадите продукт потребителю и как будете развивать с ним отношения — вот основные вопросы, на которые должен ответить начинающий бизнесмен.
Кроме того, Боб Дорф не советует незамедлительно искать инвестора. Для начала хватит кредитной карты, и лишь после запуска продаж стоит привлекать внешнее финансирование. Конечно, этот подход в большей степени применим к ИT-проектам, не требующим дорогого оборудования или комплектующих для создания промышленного образца.
Каждой команде нужны три личности — хакер (лектор имел в виду программиста), бизнесмен и творец. Хакер разрабатывает продукт, бизнесмен общается с клиентами и говорит хакеру, что требуется на рынке, творец оценивает готовый продукт и рекомендует, как сделать его лучше.
В ходе выступления Боб Дорф не раз подчеркивал, что не стоит создавать собственный бизнес исключительно ради денег. Большую зарплату лучше искать в корпорациях, а стартап делают ради свободы, удовольствия, из желания заниматься тем, что нравится.
“Сегодня в технопарке и бизнес-инкубаторах ИТМО действуют более 100 стартапов и малых инновационных предприятий, — отметила начальник Управления инновационной деятельности вуза Нина Яныкина. — Учитывая ИT-специфику университета, Боб Дорф, можно сказать, просветил наших разработчиков, занятых именно созданием интернет-сервисов и программного обеспечения”.

Юрий ШКОЛЬНИКОВ
Фото с сайта Университета ИТМО

Нет комментариев