Глобальный университетский форум, или саммит, как его называют на Западе, проходит ежегодно с 2008 года в стране, председательствующей в “Большой восьмерке”. Обычно его участники вырабатывают практические рекомендации по ключевым сюжетам, которые страна-председатель собирается вынести на общий саммит глав государств и правительств. В этом году Глобальный университетский форум оказался единственным мероприятием в рамках российского председательства в “Большой восьмерке”, которое не было отменено или отложено из-за событий на Украине. Тема форума была обозначена как “Управление глобальными рисками — управление будущим. Прогностическая роль университетов”. В глобальном мире глобальны и проблемы — они затрагивают все человечество, они не имеют территориальных границ, их не решить силами одного университета или одной страны.
Отвечали за проведение форума два ведомства — МИД и Минобрнауки. Организатором, предоставившим основную площадку для пленарных дискуссий, стал МГИМО, часть секций прошла в вузах-партнерах — МГУ им. М.В.Ломоносова, РУДН, НИТУ “МИСиС”.
Участие в форуме подтвердили более 100 российских и около 200 зарубежных экспертов, большинство из стран ЕС, 16 человек из США. Однако целые стопки бейджиков, оставшихся на столах регистрации в конце первого дня форума, молча свидетельствовали о том, что, похоже, немало людей, собиравшихся приехать, до Москвы не добралось. В кулуарах говорили, что кто-то прибыл неофициально вопреки решению своего государства.
Дискуссии шли в двух измерениях, которые условно можно обозначить как политическое (затрагивались важнейшие аспекты международных отношений) и академическое (обсуждались перспективы развития и сотрудничества университетов, их роль в решении глобальных проблем).
В послании Владимира Путина участникам форума, которое зачитал помощник Президента РФ Андрей Фурсенко, президент выразил надежду на то, что предстоящие содержательные и конструктивные дискуссии будут способствовать осмыслению главных тенденций мирового развития. “Участие в работе форума ректоров вузов, руководителей международных образовательных ассоциаций, видных ученых, общественных деятелей из многих стран предоставляет уникальную возможность для коллективного мозгового штурма… Такой обмен мнениями особенно актуален на нынешнем этапе, когда в мировых делах усиливаются факторы неопределенности, нестабильности и турбулентности”, — говорилось в послании.
Взгляд российского государства на причины этой турбулентности высказал в приветственном слове министр иностранных дел Сергей Лавров. Подчеркнув, что “процесс становления полицентричного мира оказался более длительным и более непредсказуемым, чем кто-либо мог себе представить четверть века назад”, министр заметил, что этот процесс протекает на фоне масштабного кризиса, затронувшего экономическую, социальную, политическую сферу, и что “появляющиеся новые возможности сопряжены с невиданными ранее повальными рисками”. Все это, по словам министра, “дает основание говорить о начале новой исторической эпохи и необходимости нового широкого стратегического взгляда на происходящие события”. По словам министра, “Россия оказалась лучше многих подготовленной к пониманию этой истины”.
Говоря о ситуации на Украине, С.Лавров фактически обвинил США и ЕС (“давайте называть вещи своими именами, тем более что мы среди ученых, а не на дипломатическом рауте”) в “попытке осуществить очередную цветную революцию — операцию по неконституционной смене режима”. А также в том, что они “пытались вести себя как победители в “холодной войне” и делать вид, что в европейских делах можно не считаться с Россией и предпринимать действия, наносящие прямой ущерб российской безопасности”.
Рассказав о “внешнеполитической философии нашей страны”, основой которой является “совместная работа по укреплению международной стабильности, по созданию условий для широкого международного сотрудничества, выстраиванию коллективных действий в интересах урегулирования глобальных и региональных проблем”, министр иностранных дел сообщил, что он ожидает от университетов: “Я думаю, что экспертным кругам, университетскому сообществу, которое имеет возможность абстрагироваться от повседневных проблем и постараться заглянуть за горизонт, принадлежит важная роль в создании интеллектуальной базы будущей полицентричной системы мироустройства, которая опиралась бы на множественность культурно-цивилизационных укладов, ценностей и моделей развития”.
Министр образования и науки Дмитрий Ливанов подтвердил, что “университеты в XXI веке не только могут, но и обязаны активно участвовать в глобальных процессах”. Он рассказал о задачах, которые стоят перед российской высшей школой. Это, прежде всего, повышение качества образования: сейчас в нашей стране более 65% выпускников школ поступают в вузы, 25 лет назад эта доля была почти в четыре раза меньше. Впрочем, неудовлетворительное качество подготовки вследствие массовизации высшего образования — вызов для большинства развитых стран.
“Сегодня инновации, прежде всего технологические, генерируются не за счет вертикальной передачи знаний из поколения в поколение, а за счет горизонтального сетевого взаимодействия, — отметил министр. — Этот горизонтальный обмен знаниями, который не знает национальных границ, формирует молодых людей”. Дмитрий Ливанов сообщил, что к 2020 году в России должно появиться 25 млн высококвалифицированных рабочих мест — “это требует совершенно нового уровня квалификаций от тех людей, которых будет готовить система образования”. Горизонтальная передача знаний, по его словам, необходима для обеспечения конкурентоспособности и на индивидуальном, и на национальном уровне. Современные дистанционные технологии позволяют проводить обучение уже не только по гуманитарным, но и по техническим направлениям подготовки. Многие вузы реализуют сетевые образовательные проекты, в том числе международные. Министр напомнил о том, что Россия сегодня является участницей общеевропейского пространства высшего образования, активно сотрудничает в сфере образования и с другими регионами мира, намерена расширять это взаимодействие и дальше. “Инициирован нами и развивается Университет ШОС, сетевой университет стран СНГ, ведутся разговоры о создании сетевого университета БРИКС. Важно на форуме обсудить перспективы научно-образовательного сотрудничества в рамках организации таких сетевых программ академической мобильности”, — заметил министр.
Российскому взгляду на глобальные проблемы современности была посвящена вторая пленарная сессия первого дня работы форума. Руководитель Россотрудничества К.Косачев главной глобальной проблемой назвал отсутствие ответов на три вопроса: каким должно быть соотношение принципа территориальной целостности и права народов на самоопределение? как разрешить конфликт между суверенитетом государства и правом сообщества на гуманитарные интервенции? что должно возобладать: сила права или право силы?
Академик Геннадий Онищенко рассказал о рисках, которые несет человечеству развитие синтетической биологии — нового научного направления, связанного с созданием искусственных живых систем. Советник директора Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков Николай Евгращенко посвятил свое выступление глобальной политической проблеме XXI века — незаконному обороту наркотиков, ведущему к росту не только смертельных заболеваний, но и организованной преступности: торговля наркотиками стала одним из основных видов криминальной активности в мире. Наркотрафик — не просто антиобщественное, антисоциальное явление, а фактор, создающий угрозу как национальной безопасности отдельных государств, так и международной безопасности в целом. Для решения проблемы незаконного оборота наркотиков необходим комплексный подход и консолидация усилий всех стран. И такая консолидация реальна: например, четыре года работала совместная рабочая группа по противодействию незаконному обороту наркотиков двухсторонней Российско-американской президентской комиссии. “К сожалению, сегодня наши западные коллеги сворачивают это сотрудничество, тем самым подтверждая, что ими движет не стремление избавиться от преступности в мире, а их политические интересы. Но мы надеемся, что здравый смысл возобладает”, — заметил Н.Евгращенко.
Профессор Колумбийского университета (США) Р.Легвольт, ведущий пленарной сессии “Университеты и поиск подходов к решению современных глобальных проблем”, в отличие от других зарубежных гостей, деликатно обходящих в своих выступлениях тему обострившихся международных отношений, высказался прямо: за последние месяцы в России все принципиально изменилось. “Министр Лавров сегодня говорил о том, как плохо, неправильно ведет себя Запад по отношению к России, но это риторика “холодной войны”, — заметил профессор. По его словам, и западные СМИ участвуют в войне идеологической пропаганды между двумя сторонами, в основе которой лежит убеждение, что во всем виновата другая сторона, все проблемы от нее. “Для моих коллег-политологов, для тех, кто преподает предмет “Международные отношения”, сейчас важный вопрос, как учить студентов, — подчеркнул профессор Легвольт. — Не следует учить их думать в том же ключе, как думают и ведут себя наши правительства. Еще важнее начать размышлять о том, как предотвратить подобные проблемы в будущем. Вы можете не соглашаться со мной — со мной многие не соглашаются и здесь, и в США. Тем не менее я не хотел упустить возможности сказать: обсуждение у нас идет замечательное, но в настоящее время в нем есть определенный элемент нереальности”.
Профессор перечислил факты: Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли США наложило вето на выдачу лицензий, разрешающих экспорт или реэкспорт в Россию так называемых продуктов двойного назначения (которые могут быть использованы в мирных и военных целях, например лазеров), НАСА ограничило сотрудничество с вашей страной. Российские ученые, которых раньше широко привлекали к работе в американских лабораториях, больше не получают таких приглашений. Прекращается и взаимодействие в борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
— Новая “холодная война” станет помехой на пути международного и межправительственного сотрудничества, — подчеркнул он. — Она бросает тень и на процессы глобализации наших университетов, и на те результаты, которых мы можем достичь. Для решения глобальных задач требуется более совершенная степень глобального управления, координации усилий, мы работали над этим последние 15 лет — сейчас такая работа остановится. Нельзя сказать, что образовательные и научные учреждения прекратят сотрудничать друг с другом, преодолевая границы, они продолжат взаимодействовать. Но это будет нелегко…
Глобальный университетский форум проходил два дня, его программа включала 16 тематических секций, в том числе большой образовательный блок, на котором участники обсудили вопросы университетских рейтингов, интернационализации образования и обеспечения его качества, взаимодействия бизнеса и высшей школы.
Наталия БУЛГАКОВА
Фото Татьяны Черновой
Нет комментариев