Здоровое питание

Исследование кишечных бактерий африканских охотников-собирателей показало, что пробиотики не являются обязательным компонентом здорового микробиома. С подробностями — ScienceNOW.
Исследование, проведенное в рамках диссертационной работы аспирантки Института эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге (Max Planck Institute for Evolutionary Anthropology in Leipzig) Стефани Шнорр (Stephanie Schnorr), показало, что в кишечнике людей танзанийского племени охотников-собирателей хадза совершенно отсутствуют бактерии, являющиеся ключевым ингредиентом пробиотиков, добавляемых для оздоровления пищи в йогурты, другие молочные продукты и детское питание. При этом известно, что хадза не болеют раком толстой кишки, колитами, болезнью Крона и прочими заболеваниями желудочно-кишечного тракта, которые обнаруживаются у людей, придерживающихся рациона западной цивилизации.
Результаты первого в мире исследования микробиома хадза опубликованы в Nature Communications. Люди этого племени питаются тем, что им удается добыть на охоте или собрать, иными словами, рацион хадза мало отличается от рациона наших предков до возникновения земледелия и скотоводства около 10 тысяч лет назад.
До сих пор все исследования кишечной флоры проводились на людях, живущих в промышленно развитых странах, в рационе которых в большинстве случаев обнаруживается избыток сахаров, поваренной соли и жиров, что отражается на сообществе бактерий кишечника, то есть на микробиоме. Однако это сообщество быстро реагирует на смену рациона, и люди в условиях, далеких от цивилизации, потребляющие меньше переработанной пищи, имеют более разнообразный микробиом. И наоборот, учеными установлена связь между меньшим разнообразием микробиома и такими заболеваниями, как болезнь Крона и рак толстой кишки. В международном исследовании с участием Стефани Шнорр были собраны образцы фекалий у 27 хадза в возрасте от 8 до 70 лет, которые были заморожены или высушены и в таком виде отправлены в Италию в Болонский университет (University of Bologna), где работает группа, специализированная на выделении и секвенировании бактериальной ДНК. Сравнив эту ДНК у хадза и итальянцев, ученые обнаружили большее разнообразие микробной экосистемы кишечника у африканского племени. Более того, сравнив микробиом хадза с бактериями кишечника двух африканских фермерских групп, они обнаружили, что у хадза совершенно отсутствуют Bifidobacterium, обычно добавляемые в пробиотические продукты и напитки. Это может быть связано с тем, что племя не потребляет молочные продукты. Несмотря на выявленный высокий уровень зараженности кишечника хадза некоторыми бактериями, патогенными для западных популяций, в этом племени практически не встречаются аутоиммунные заболевания, ожирение или диабеты, ассоциированные с дисбалансом кишечной флоры.