Муха мушке рознь

Международный консорциум прочитал геном мухи цеце и уже приступил к его анализу. Особый интерес у ученых вызывают слюнные железы самок. Подробности — в GenomeWeb Daily News.
Геном мухи цеце, или Glossina morsitans, переносящей возбудителя сонной болезни человека и подобного заболевания крупного рогатого скота, состоит из 366 миллионов пар оснований. Как сообщает специализированное издание GenomeWeb Daily News со ссылкой на онлайновую версию Science, полное прочтение этого генома осуществилось благодаря тому, что Международная геномная инициатива Glossina (International Glossina Genome Initiative) использовала различные способы секвенирования. Наряду с выявлением более 12 300 предсказанных кодирующих белки последовательностей секвенирование показало присутствие в организме цеце бактериальных симбионтов, таких как Wolbachia, которые могут содействовать питанию мухи, а также последовательностей ДНК, которые встроились в мушиный геном из генетического материала бактерий и вирусов. “Наше исследование ускорит работы, направленные на то, чтобы в борьбе с тяжелым заболеванием воспользоваться необычной биологией мухи цеце”, — говорит один из авторов публикации Мэтью Берриман (Matthew Berriman) из Сэнгеровского института (Wellcome Trust Sanger Institute) в английском Кэмбридже. “Чем больше мы поймем, вооружившись не только геномом, но также знаниями по экспрессии генов и протеомике этого насекомого, тем лучше мы сможем идентифицировать его слабое звено и использовать это как для поиска новых путей предотвращения передачи трипаносомы, так и для контроля численности мухи цеце в регионах, эпидемичных по африканскому трипаносомозу”, — добавил Берриман. Африканский трипаносомоз, или сонная болезнь, вызывается паразитическим простейшим Trypanosoma brucei, переносчиком которого является муха цеце.
Несмотря на близкое родство с хорошо изученной плодовой мушкой, муха цеце обладает поразительными особенностями, среди которых живорождение и выкармливание потомства секретом, выделяемым слюнными железами мух-матерей. Тщательно изучив геномные последовательности и информацию об экспрессии генов у самок мухи цеце, ученые выявили около десятка генов, которые участвуют в производстве секрета для кормления молодняка, и некоторые из них оказались неожиданно сходны с генами, кодирующими белки у плацентарных млекопитающих и сумчатых. Кроме того, авторы отследили гены, детерминирующие различные визуальные и химические сигналы, используемые цеце в поисках полового партнера и при выборе подходящего хозяйского организма. В частности, было показано, что цеце несет ген rh5, кодирующий фоторецептор, чувствительный к синему свету. Эти данные согласуются с известной привлекательностью синего света для мух цеце, которая уже используется для создания ловушек. В 10-летнем исследовании генома мухи цеце приняли участие 150 ученых из 18 стран.