Наследница по прямой. Российская математическая школа сохранит достоинства советской.

Чаяния тех, кто в течение последних лет неустанно боролся за внимание государства и общества к российскому математическому образованию, кажется, обещают сбыться. В конце прошлого года “Концепция развития математического образования в Российской Федерации” после широкого обсуждения в профессиональном сообществе утверждена Правительством РФ, а этой весной подготовлен план ее реализации. “Система математического образования, сложившаяся в России, является прямой наследницей советской системы. Необходимо сохранить ее достоинства и преодолеть серьезные недостатки”, — заявлено в концепции, авторами которой намечена амбициозная цель: вывести этот сегмент образовательной сферы страны на лидирующую позицию в мире. Таким образом, инициаторы постановки вопроса на самом высоком уровне (включая немало видных математиков страны) добились весомого промежуточного результата. Теперь от их коллег на местах зависит успешное достижение означенных в документе задач — так считает координатор группы его разработчиков, ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Семенов. “Мы надеемся, что именно участие профессионального сообщества будет решающим фактором в реализации концепции”, — отметил он в одном из недавних интервью.
История  с математикой
О том, что фундаментальная математическая подготовка школьников за последние два десятилетия стала слабее, не раз говорил ректор МГУ, президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий. В своих выступлениях он указывал на необходимость государственного системного подхода к развитию математического образования в стране, отмечая, что сложившаяся ситуация, при которой “преобразования в школьной математике осуществляются в полном отрыве от математики вузовской, университетской, наконец, академической”, опасна. “Математика лежит в основе образования. Если у нас все будет хорошо с математикой, то с остальными науками — физикой, химией, биологией, да и с гуманитарными науками — тоже”, — считает ректор МГУ.
В том, что возможности процесса освоения математических знаний как феномена культуры и отражения истории развития человеческой мысли выходят далеко за границы профильных предметов, был убежден авторитетный математик и педагог, автор школьных учебников геометрии Игорь Шарыгин. “Математика — это язык, математическое образование может и должно стать средством языкового развития учащихся, научить их коротко, грамотно и точно формулировать свои мысли”, — говорил он, обращая внимание на то, что “вся современная наука не только использует математические методы, но и строится по математическим законам”.
Глубокую обеспокоенность формальным отношением к математике в школе высказывал ученый и педагог, академик Сергей Никольский. Резкое сокращение учебных часов, отводимых в школьной программе на усвоение этого предмета, неспособность учителей увлечь им своих подопечных, по его мнению, — причина прихода в вузы абитуриентов, слабо мотивированных к получению достаточно глубоких знаний в области математики. Многие эксперты уже давно говорят о недостатке системности мышления у молодых специалистов разного профиля как о следствии вышесказанного. Напомним, что и в этом году результаты состоявшегося недавно досрочного ЕГЭ по математике не порадовали: средний балл менее 40, ни одного высокобалльника, из 839 сдававших экзамен школьников более 80 баллов набрали только семь человек, а порядка 5% не достигли минимального порога.
Выступая на Всероссийском съезде учителей математики в 2010 году, В.Садовничий отмечал, что уровень математического образования в нашей стране в целом пока достаточно высок: мы все еще в мировых лидерах по числу лауреатов премии Филдса, учебные планы российских университетов более полные, чем у зарубежных. Но за сохранение этого конкурентного преимущества надо побороться. Сигнал “сверху” был дан в 2012 году в майском указе Президента РФ “О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки”. Владимир Путин поручил создать концепцию развития математического образования “в целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области образования и науки и подготовки квалифицированных специалистов с учетом требований инновационной экономики”. К концу 2013 года после публикации и обсуждения профессиональной общественностью трех версий проекта этого документа единый вариант концепции был утвержден. В рабочую группу по его разработке входили представители РАН, научных организаций, преподаватели школ и вузов.
Дело за практиками
Разнообразить преподавание математики с учетом возрастных возможностей обучающихся, а также потребностей тех, кто нацелился на освоение профессии, основанной на математических знаниях, — главная идея концепции. Один из ее ключевых тезисов гласит: “Нет неспособных к математике детей”. Достижение обозначенных в документе целей требует более индивидуализированного подхода в работе с учащимися и применения новых методик, что закономерно вызывает у преподавателей-практиков множество вопросов. Они, в частности, касаются той или иной степени использования компьютеров на школьных занятиях, увеличения объема часов, отведенных на математику и профильные предметы, тьюторской работы, содержания вузовских программ и др. Специалисты делятся опытом и предлагают свое видение практического воплощения поставленных в концепции задач. Одну из версий, авторскую, “Поиску” представил член-корреспондент РАО, завкафедрой геометрии и методики обучения математике Новосибирского государственного педагогического университета, профессор Акрям Жафяров.
“Чтобы быстрее получить эффект от реализации концепции, надо начинать работу одновременно в трех направлениях: с преподавателями, учащимися и вузами, готовящими учителей математики, причем в трех аспектах: компетентностном, моральном и материальном”, — считает автор. Обращая внимание на перегруженность школьных программ при недостаточном количестве отведенных на их освоение часов, он предлагает уменьшить объем изучаемой информации так, чтобы без ущерба развитию творческого мышления повышалось качество знаний и математической компетентности. К примеру, “можно исключить комбинаторику, теорию вероятностей, математическую статистику”.
Говоря о совершенствовании работы учителей математики, профессор выделяет следующую проблему: только небольшая часть одних и тех же педагогов сознательно и деятельно повышает свою квалификацию при первой возможности, основная же масса “делающих погоду” стремится лишь получить “бумагу”. Поэтому, считает А.Жафяров, процесс такого обучения необходимо завершать сдачей квалификационного экзамена комиссии, состоящей преимущественно из математиков-профессионалов и управленцев образования. В итоге “одни должны получить сертификат качества, а другие — индивидуальные задания. Особо слабых следует взять на учет и трудоустроить по способностям”.
Право на получение предлагаемого автором сертификата “Магистр математики” соискатели, по его замыслу, смогут завоевать только после успешной сдачи 13 экзаменов и защиты магистерской диссертации. Она должна быть посвящена методологии и педагогической технологии изучения одной из тем школьного курса математики и состоять из двух основных элементов: элективного курса и методики изучения выбранной темы, основанной на современных достижениях психолого-педагогической науки и ИКТ. Обучение может проходить в трех форматах: экстерном, на базе практико-ориентированной аспирантуры либо в рамках специализированных курсов, рассчитанных на полтора года, в течение которых предусмотрено проведение трех сессий. Право выдавать сертификат дается учреждениям, имеющим магистратуру или аспирантуру по методике обучения математике. Те, кто его не заслужил, получает документ о сдаче экзаменов. Сертификат должен стать не только моральным поощрением, но и основанием для получения “права возглавлять в ресурсном центре (вузе, филиале, школе) работу с учащимися, учителями и родителями по реализации концепции развития математического образования в стране”. Кроме того, считает А.Жафяров, “магистрам математики” необходимо предоставлять 30-50-процентную надбавку к заработной плате в качестве материального поощрения. Он также призывает допускать к борьбе за получение сертификата студентов, магистров и аспирантов.
Для эффективности процесса повышения математической компетентности в вузах, филиалах, школах и других учреждениях профессор рекомендует использовать широкую сеть ресурсных центров с доступом всех желающих и на бесплатной основе. Отличившимся школьникам следует выдавать по окончании курса занятий специальный документ, учитываемый при зачислении в вуз.
Согласно принятой концепции, “студенты, изучающие математику, включая информационные технологии, и их преподаватели должны участвовать в математических исследованиях и проектах”. Сравнивая учебные планы советских и современных российских вузов, А.Жафяров отмечает, что число аудиторных часов на математику, к примеру, в педвузах сократилось в 2,6 раза. В итоге у студентов и преподавателей не хватает времени ни на рассуждения, ни на понимание, ни на инновационную и творческую деятельность в сфере математического образования, ни на организацию соответствующей учебно-воспитательной работы. Профессор предлагает увеличить объем часов, отводимых в учебных планах педвузов на математику, за счет второстепенных предметов (ОБЖ, физической культуры), а также сократить количество психолого-педагогических программ при одновременном введении “пассивной педпрактики на 1 и 2 курсах по изу-чению опыта работы передовых учителей”.
Затронул А.Жафяров и тему финансирования мероприятий, направленных на реализацию концепции. В своих предложениях он, в частности, акцентирует внимание на необходимости предварительной подготовки соответствующего учебно-дидактического материала для организации процесса повышения компетентности в области математики. Здесь, как и при налаживании иных новых направлений работы в сфере математического образования, не обойтись без адекватного финансового обеспечения.
Концепция содержит тезис о том, что “развитые страны и страны, совершающие в настоящее время технологический рывок, вкладывают существенные ресурсы в развитие математики и математического образования”. Хочется верить, что речь идет, в том числе, и о современной России, а под “ресурсами” подразумеваются, кроме прочих, и денежные. Если так, то логично было бы ожидать весомой поддержки мероприятий по реализации концепции. А идей по обеспечению их успешности представителям профессионального сообщества, как говорится, не занимать.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев