В чью пользу счет? Распределение научного бюджета не устраивает аудиторов

На обновленном сайте Счетной палаты РФ одной из первых в ключевом разделе “Проверка” появилась информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия “Оценка деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета по результативности и эффективности расходования средств федерального бюджета, выделенных в 2012 и 2013 гг. на научные исследования и разработки”. На заседании коллегии СП с докладом об этом выступил аудитор Владимир Катренко.

Докладчик сообщил, что в минувшем году наблюдался “опережающий рост расходов федерального бюджета на научные исследования и разработки по отношению к величине общих бюджетных расходов”. Так, расходы на фундаментальные и прикладные научные исследования в 2012 году составили 3% (336,5 млрд рублей) общей суммы расходов федерального бюджета, в 2013 году — 3,4% (395 млрд рублей). При этом в 2012 году полностью использовали выделенные суммы лишь 21 из 76 главных распорядителей бюджетных средств, осуществлявших расходы на эти цели, а в 2013-м — 28 из 75. Это свидетельствует “о недостаточно результативной и эффективной деятельности главных распорядителей бюджетных средств”, отметил аудитор.
В рамках госпрограммы “Развитие науки и технологий” на 2013-2020 годы не выполнен показатель увеличения внутренних затрат на исследования и разработки до 1,41% ВВП в 2013 году. “По предварительным данным, указанные затраты составили лишь 1,12% ВВП”, — отметил В.Катренко. По его оценке, это ставит под угрозу выполнение задачи увеличения к 2015 году внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77% ВВП.
Несмотря на “значительные усилия, предпринятые государством для поддержки инновационной деятельности и научных разработок”, сказал докладчик, уровень эффективности НИОКР в 2012-2013 годах оставался недостаточно высоким. Вывод аудиторов — “планирование НИОКР плохо увязывалось с достижением общегосударственных и отраслевых приоритетов в данной сфере”. Отмечено, что действующие нормативные, регуляторные и экономические стимулы “не обеспечивали требуемых масштабов внедрения результатов научных исследований и разработок”. Доля “подтвержденных системой госучета внедренных результатов НИОКР”, сказал докладчик, составила в 2012 году 26,1%, в 2013 году — почти 24%.
По итогам рассмотрения результатов экспертно-аналитического мероприятия коллегия Счетной палаты РФ решила направить информационное письмо Президенту РФ, а также отчеты в Госдуму и Совет Федерации. СП выдвинула свои предложения по повышению результативности и эффективности расходования федеральных средств на научные исследования и разработки. Так, контрольное ведомство считает целесо­образным “сформировать механизм действенного государственного контроля и межведомственной оценки результативности научной деятельности на ключевых направлениях фундаментальной и прикладной науки, стимулирования внедрения создаваемой наукоемкой продукции и технологий с наделением соответствующего федерального органа исполнительной власти необходимыми полномочиями”.
Кроме этого, СП “считает необходимым сократить количество получателей бюджетных ассигнований на научные исследования и разработки и консолидировать часть расходов в этой области в госпрограммах, выполняемых наиболее эффективными главными распорядителями и ведущими научными центрами”. 

Светлана КРЫМОВА

Нет комментариев