На сухом пайке? От дефицита пресной воды Крым может спасти комплекс неотложных мер

После воссоединения Крыма с Россией приходится решать немало задач, позволяющих обеспечить полноценные условия жизни новым гражданам страны. Одна из наиболее серьезных проблем — снабжение полуострова пресной водой. О сложившейся ситуации и о том, что можно сделать для ее улучшения, рассказывает директор Института водных проблем РАН член-корреспондент РАН Виктор Данилов-Данильян.

— Крымский полуостров более чем на 80% зависит от водоснабжения с Украины через Северо-Крымский канал, — объясняет Виктор Иванович. — Первый вице-премьер Республики Крым Рустам Темиргалиев заявил, что Украина в три раза сократила объем подачи воды на полуостров. По его словам, при норме 50 м3 в секунду ее поставка вначале упала до 16 м3, а в последнее время практически прекратилась.
— Виктор Иванович, как можно оценить собственные возможности полуострова в обеспечении населения и хозяйственных объектов пресной водой?
— Ресурсы пресной воды, содержащиеся в реках и озерах, — так называемый поверхностный сток и разведанные запасы подземных вод в Крыму весьма малы. Это один из самых водонедостаточных регионов Европы.
Восточный Крым — от Судака до Керчи — практически вовсе не имеет поверхностных источников. Месторождения пресных подземных вод там разведаны слабо. К тому же из-за чрезмерной эксплуатации некоторые из них подвержены процессу засоления, а часть вовсе иссякает. Так же обстоит дело и с месторождениями подземных вод в других районах полуострова. Поэтому более 83% потребляемой в регионе воды доставляется из Украины по Северо-Крымскому каналу. В 2013 году по нему было подано 1358 млн м3.
— Как используется эта поступающая по каналу вода?
— Около 85% воды направляется на орошение. Остальная используется в восточном Крыму как хозяйственно-питьевая. В случае необходимости вода из канала служит резервным источником для пополнения водохранилищ, обеспечивающих Симферополь и ряд других городов и населенных пунктов.
— Как вы считаете, можно ли значимо сократить потребление воды, используемой в сельском хозяйстве?
— Если отказаться от рисосеяния, то подача воды из Северо-Крымского канала может быть уменьшена до
850-900 млн м3. Это минимальный объем, позволяющий обеспечивать самые скромные потребности сельского хозяйства. А в нем занята значительная часть трудоспособного населения степного Крыма.
— Как подобное сокращение водопотребления отразится на экономическом развитии региона?
— При таком объеме поставок воды ни о каком развитии экономики Крыма говорить не придется. Эта ситуация может быть изменена не раньше чем через четыре-пять лет даже в случае обнаружения на территории Крыма новых крупных месторождений пресных подземных вод и вовлечения их в хозяйственное использование.
— Кроме Северо-Крымского канала, возможно ли использовать для обеспечения хозяйственной деятельности в Крыму другие внешние источники воды?
 — Для Крыма другие сколько-нибудь реалистичные варианты водоснабжения за счет внешних источников пока не просматриваются. И их появление мне представляется крайне маловероятным. Предлагаемый проект переброски в Крым воды из реки Кубань, на мой взгляд, неприемлем. Бассейн Кубани сам находится в числе водонедостаточных регионов, в маловодные годы потребность в пресной воде здесь удовлетворяется в лучшем случае на 60%.
Строительство водохранилища в нижнем течении Кубани, каналов, насосных станций и других объектов, сооружение водовода под (или над) Керченским проливом потребуют, по явно заниженным оценкам, порядка 200 млрд рублей капитальных вложений. И главное — всё это не решит проблем Крыма. В среднем одно из трех лет в этих краях — засушливое, и в такой период подача воды через эту систему прекратится. То есть тогда, когда она будет особенно нужна. Распространять крымскую водную проблему на Краснодарский край — во всех отношениях неприемлемо.
— И какой же может быть выход из сложившейся ситуации?
— В ближайшие четыре-пять лет альтернативы Северо-Крымскому каналу не будет. Поэтому надо добиваться от Украины продолжения его функционирования. За поставляемую воду придется платить, но при любых обстоятельствах эти затраты будут ниже каких бы то ни было других, позволяющих приблизиться к решению вопроса.
Минимальная стоимость 1350 млн м3 воды в соответствии с мировой практикой составляет около 400 млн долл. В конечном счете, цена может определиться только в результате переговоров. Существенное значение имеет тот факт, что вода из Каховского водохранилища, питающего Северо-Крымский канал, используется на Украине только для очень скромных по масштабам оросительных систем Херсонской области. Поэтому иных вариантов ее использования, конечно, не считая сброса в Черное море, у Украины нет.
Существующие сегодня экономические трудности Украины вынудят страну искать дополнительные источники дохода. Поэтому платой за воду из Северо-Крымского канала (а она может быть значительной) вряд ли пренебрегут.
— Виктор Иванович, какой объем воды потребуется для поступательного развития экономики Крыма?
— Рост экономики полуострова будет обеспечен при поступлении из Северо-Крымского канала 2 км3 воды в год. Максимальная пропускная способность канала существенно выше — до 9,45 км3, на входе в Крым — 6,62 км3. Это заведомо превышает потребности Республики Крым и города Севастополя при самых водоемких сценариях развития в будущем.
Следует подчеркнуть, что в случае прекращения подачи воды из Северо-Крымского канала проблема ее нехватки станет не просто основной — по сути единственной для Крыма, находящегося в составе Российской Федерации.
— Каким в таких случаях может быть сценарий действий?
— С учетом реалий развития событий на Украине надо быть готовыми к возникновению аварийных ситуаций с подачей воды по Северо-Крымскому каналу на относительно краткосрочные периоды от несколько недель до двух месяцев. Для таких случаев нужно разработать две программы. Первая (программа-минимум) — обеспечение питьевой водой населения восточного Крыма. Вторая (программа-максимум) — обеспечение хотя бы 30-процентного снабжения от российской санитарной нормы населения хозяйственно-питьевой водой.
— Как практически можно организовать такое снабжение?
— При населении этой части Республики Крым — около или немного более 300 тысяч человек — требуемый объем составит не менее 1 млн литров в день. Доставка такого количества воды возможна. Очевидный, но дорогой способ — бутилированная вода. Известны способы подготовки нефтеналивных танкеров для перевозки питьевой воды, на это уходит около суток. На Волге функционируют 43 танкера “Волгонефть” водоизмещением 5000 регистровых тонн и 5 танкеров “Лена” водоизмещением 3000 регистровых тонн. В навигацию 2014 года 28 танкеров будут свободны от эксплуатации. Время хода танкера Волгоград — Азов — Волгоград составляет шесть суток, стоимость использованных горюче-смазочных материалов за время перехода — 700 тысяч рублей. При продлении этого маршрута до Керчи эти цифры должны быть увеличены примерно на 25%.
— Что даст широкое применение танкеров для доставки в Крым пресной воды?
— На танкеры следует ориентироваться, в основном, только в случае аварийных ситуаций. Но необходимо изучить все возможности ослабления зависимости от поставок воды по Северо-Крымскому каналу. При благоприятном развитии событий возможно даже прекращение этой зависимости. Такая перспектива связана, прежде всего, с поисками месторождений подземных вод. Например, возможно обнаружение антропогенных месторождений, образовавшихся в результате фильтрации воды при эксплуатации этого канала в течение почти полувека. По оценкам специалистов, фильтрационные потери воды на крымском участке канала составляют порядка 40%.
— Какие еще источники подземных вод можно обнаружить на территории Крыма?
— Институт водных проблем РАН располагает полной информацией о гидрогеологических исследованиях в Крыму, выполненных в советское время. Проводившиеся ранее геологоразведочные работы чаще всего были связаны с водоносными горизонтами, расположенными обычно не глубже 200 метров. Современные геофизические методы позволяют быстро с относительно малыми затратами и надежно изучать пласты с залеганием до 500 метров и более.
Определенные перспективы имеются и в части использования нетрадиционных способов получения пресной воды. К ним относятся: кондиционирование водяных паров из воздуха бытовыми установками, которые одновременно выполняют функции обычного кондиционера, а также калорифера. Можно еще использовать существующие методы опреснения морской воды и минерализованных подземных вод, активного метеорологического воздействия, позволяющего добиваться усиления осадков. Опресненная и кондиционированная вода непосредственно для употребления в качестве питьевой не годится: она должна быть разбавлена или обычной водой (как правило, в соотношении 30-35% опресненной или кондиционированной на 65-70% обычной), или минерализованным дистиллятом в соответствии с санитарными нормами. В силу крайней остроты проблемы водного дефицита в Крыму все известные нетрадиционные способы получения пресной воды должны изу­чаться применительно к существующим условиям, для чего необходимо создать местную исследовательскую базу под методологическим руководством РАН.
— Какие еще организационные меры надо принять для решения проблемы обеспечения Крыма питьевой водой?
— Водное хозяйство региона должно быть приведено в порядок и модернизировано. Планы такой модернизации разработаны местными водохозяйственными и проектными организациями. Необходимо срочно провести экспертизу этих планов, скорректировать (если потребуется) и обеспечить осуществление.
Поскольку проблемы водообеспечения Крыма тесно связаны с проблемами безопасности, следует расширять сферу применения стандартизации и нормирования в водопользовании. Особого внимания требуют меры по развитию систем управления водными ресурсами, водным хозяйством и водопользованием.
Все формы водопотребления для каждого пользователя следует сделать в Крыму платными. Льготное или бесплатное предоставления воды неизбежно приводит к неэффективному ее расходованию. Это вовсе не исключает субсидирования водопотребителей, но оно должно выполняться прямыми платежами или льготами в зависимости от результатов их деятельности (в частности, для сельскохозяйственных предприятий) или социального статуса (например, для пенсионеров). И водопотребитель сам решит, как тратить средства, полученные (или сэкономленные) в результате субсидирования, — на воду или иные цели, и его поведение будет существенно зависеть от цены воды (в отличие от практики ее бесплатного предоставления). Необходима лишь корректировка такой схемы введением бесплатной минимальной социальной нормы для населения.
— Какие еще мероприятия, по вашему мнению, нужны, чтобы обеспечить бережное расходование дефицитных в условиях Крыма водных ресурсов?
— Существенной водоохранной мерой должны служить платежи за негативное воздействие на водные объекты, при их исчислении следует руководствоваться принципом наилучшей доступной технологии. Важно предусмотреть систему стимулирования предприятий к внедрению водосберегающих и водоэффективных технологий, поскольку одной лишь платой за воду подобных целей не достичь. Как вариант, можно частично или полностью аккумулировать эту плату, платежи за негативное воздействие на водные объекты на специальном счете организации-водопользователя, средства которого могут расходоваться только на внедрение таких технологий. В частности, стоило бы производить в Крыму дождевальные машины — их парк за последние четверть века сократился в несколько раз.
Конечно, надо развивать подземное капельное орошение, при котором расход воды на рубль продукции растениеводства снижается в шесть и более раз. Это требует значительных капитальных вложений, но они достаточно быстро окупаются и обеспечивают в конечном счете важные преимущества. Помимо экономии воды снижаются затраты энергии, удобрений и прочей сельскохозяйственной химии, повышается качество продукции, уменьшается трудоемкость производства при одновременном улучшении условий труда. Учитывая, что проблемы управления водохозяйственным комплексом остро стоят и в России в целом, в Крыму следовало бы организовать своего рода передовой научный отряд по внедрению современных методов интегрированного управления водными ресурсами.
Подытоживая разговор о задачах, связанных с надежным и достаточным водоснабжением Крыма, хочу подчеркнуть, что все они — научные, экономические, организационные, технические, политические и другие — образуют общую систему, и их невозможно решать изолированно.
Перечислю в сжатом виде еще раз то, что представляется наиболее важным и первоочередным:
— создание экономических схем с соответствующей политической поддержкой, обеспечивающих бесперебойную подачу воды через Северо-Крымский канал в нынешних объемах и с перспективой их увеличения в ближайшие годы до 2 км3 в год;
— разработка программ альтернативного водоснабжения, включающих использование подземных вод, в том числе из глубокозалегающих водоносных горизонтов, доставку воды танкерами и формирование рынка бутилированной воды, развитие нетрадиционных способов получения пресной воды, таких как опреснение морской воды, кондиционирование водяных паров из воздуха и другие.
— создание программы модернизации водного хозяйства Крыма, направленной на приведение его и системы управления им в соответствие с современным мировым уровнем.

Беседу вел
Михаил БУРЛЕШИН
Фото с сайтов: http://www.iwp.ru,  http://www.allcrimea.net

Нет комментариев