Покрасить комету. Открыт эффективный и доступный способ анализа повреждений ДНК

Группа российских ученых предложила доступный и дешевый метод анализа повреждений ДНК, который может заменить высокотехнологичные аналоги. Как сообщает онлайновый журнал International Journal of Molecular Science, простота и надежность этого метода дают основание надеяться, что в последующем он найдет применение во многих клиниках и научно-исследовательских институтах. Более того, уникальное открытие в генетике позволит определять повреждения в ДНК пациента в любой поликлинике.

“Иногда очень значимые открытия в истории науки делаются в условиях ограничения ресурсов. В данном случае группа ученых под руководством доктора биологических наук Андреяна Осипова, ожидая поступления реагентов для проведения гель-электрофореза одиночных клеток, попробовала окрасить ДНК с помощью ряда других красителей. По счастливой случайности они наткнулись на распространенный краситель по Гимзе, который  не требует больших затрат и подходит для стандартной световой  микроскопии. Надеюсь, что это открытие не только будет широко использоваться в исследовательской и клинической практике, но и найдет отражение в учебных программах старших классов школ и колледжей, учащиеся которых на лабораторных занятиях смогут увидеть, как происходит повреждение и восстановление ДНК. Возможно, это вдохновит их на будущие исследования в области геронтологии — науки о старении”, — отметила, комментируя событие, Анна Чапман, президент Фонда поддержки молодых ученых УМА.
Метод электрофореза единичных клеток в геле агарозы, больше известный как метод ДНК-комет или комета-тест (comet assay), — один из наиболее простых и чувствительных методов анализа повреждений ДНК в живых клетках. Он получил такое название из-за того, что ДНК помещенных в агарозу клеток после проведения электрофореза с окраской серебром выглядела под микроскопом подобно кометам звездного неба. Высокомолекулярная неповрежденная ДНК образовывала “ядро” кометы, а оставшиеся ее фрагменты мигрировали в геле агарозы к аноду, создавая своеобразный “хвост”. Однако массовому применению метода препятствует необходимость использования для визуализации ДНК-комет относительно дорогостоящего люминесцентного микроскопа.
Автор исследования, заведующий лабораторией радиационной биофизики Федерального медицинского биофизического центра им. А.И.Бурназяна, доктор биологических наук А.Осипов (на снимке) заявил: “Единственный использующийся в настоящее время способ окраски ДНК-комет для световой микроскопии — окраска флуоресцентным красителем. Но этот метод многостадиен, капризен и сложен в исполнении в низкобюджетных лабораториях, в то время как коммерческие наборы дорогостоящи. Нами впервые была показана возможность окраски ДНК-комет с помощью дешевой, простой и традиционно использующейся краски Гимзы. Чувствительность метода оказалась достаточной не только для визуализации ДНК-комет, но и для обработки микроизображений при помощи специализированного программного обеспечения. Простой и доступный метод окраски ДНК-комет для рутинной световой микроскопии позволит использовать его в любой клинической, исследовательской или образовательной лаборатории”.

Виктория ЗЮЛИНА,