Андрогены под подпиской. Влияние мужских гормонов на развитие сердечно-сосудистых заболеваний не так однозначно, как считалось раньше.

На наше здоровье, самочувствие влияют многие факторы. В том числе и состояние различных систем организма, в частности — репродуктивной, обеспечивающей воспроизводство потомства. Важную роль в ней играют половые гормоны: мужские — андрогены и женские — эстрогены. Механизмам их воздействия на жизненные процессы посвящены многие исследования. Многообещающие результаты, по оценке специалистов, сулит работа ученых Саратовского государственного университета. Тема, которой они занимаются, носит название “Сосудистые эффекты андрогенов: системные и молекулярные механизмы, их зависимость от физиологического состояния организма, особенности проявления в мужском и женском организме”.
Свой рассказ о полученных коллективом результатах руководитель проекта, заведующая кафедрой физиологии человека и животных, доктор биологических наук Оксана СЕМЯЧКИНА-ГЛУШКОВСКАЯ начала с любопытных подробностей о значении эстрогенов и андрогенов.

— Адам и Ева — это, как поется в песне, “два тела, две души”, созданные творцом разными способами, но неизменно идущие вместе по одному жизненному пути, — говорит Оксана Валерьевна. — Мужской и женский организмы по-своему видят и чувствуют мир, любят и переживают, адаптируются к стрессам, да и болезни развиваются у них по-разному.
Парадоксальный феномен состоит в том, что, несмотря на грех, который совершила Ева, создатель одарил ее и всех женщин не только счастьем материнства, но и большими ресурсами для выживания. Правда, лишь на период, когда они способны вынашивать и рожать потомство. Только в детородном возрасте женщины более устойчивы к развитию социально значимых болезней по сравнению с мужчинами. Философский вопрос: почему? Пожалуй, самый красивый ответ в эволюционной теории пола, предложенной известным ученым В.Геодакяном: мужчины — это инструмент эволюции, воины, на которых отрабатываются все новаторские сценарии природы, а женщины — консервативное звено, позволяющее сохранять все самое лучшее, созданное на мужских генах.
— Правда ли, что гормоны играют не последнюю роль как в предотвращении, так и в развитии сердечно-сосудистых заболеваний?
— Комплекс недугов, объединенных этим названием, — та “платформа”, где половые различия проявляются максимально ярко. Артериальная гипертензия, инфаркт миокарда, атеросклероз — вот лишь небольшой список, который делает мужчин почти безоружными против сосудистых катастроф. В чем причина такой низкой устойчивости к “делам сердечным” у мужчин и где найти ту нить Ариадны, которая приведет к знаниям механизмов, лежащих в основе этих явлений? Это задача, для которой не так-то просто найти решение.
Различных механизмов в организме множество, и сложно выделить среди них “самый-самый”. Очевидно одно: разные векторы развития мужского и женского организмов задают половые гормоны. Действительно, подавляющее большинство научных публикаций свидетельствует о наличии защитных эффектов женских половых гормонов, препятствующих развитию сердечно-сосудистых заболеваний. В значительной степени это связано с их релаксирующим действием на сосуды, благодаря чему организм быстро восстанавливается даже после чрезмерных стрессовых нагрузок. Вероятно, поэтому женщины могут позволить себе эмоции при стрессах с максимальным выходом энергии.
Про мужские половые гормоны и их участие в регуляции сосудистого тонуса известно очень мало. Работы в этой области проводят преимущественно на изолированных сосудах с применением сверхфизиологических доз синтетических аналогов тестостерона — главного мужского гормона. Связано это с тем, что проявления сосудистых эффектов андрогенов трудно увидеть в эксперименте, несмотря на то что они явно существуют.
Впервые проявления защитных свойств андрогенов по отношению к сосудам сердца продемонстрировал в своих клинических исследованиях Р.Джаффе в 1977 году: долговременное применение тестостерона привело к положительным терапевтическим результатам при лечении ишемии сердца (затруднении движения крови по сосудам). Впоследствии многие эксперименты на животных подтвердили расслабляющее действие андрогенов на коронарные сосуды сердца. Но все эти работы вплоть до 1990-х годов были феноменологическими, без детального изучения механизмов сосудистых релаксирующих эффектов андрогенов.
— Сегодня, надо думать, уже есть какой-то прогресс?
— В экспериментах in vitro установлено, что андрогены оказывают расслабляющее действие почти на все сосуды организма. Но каким образом? Регуляция в организме различных физиологических функций мужскими половыми гормонами происходит посредством их взаимодействия с рецепторами, которые располагаются глубоко в клетке, на ее ядре, поэтому можно предположить, что именно такой классический путь объясняет механизм сосудистых эффектов андрогенов. Однако известно, что геномные пути физиологических эффектов андрогенов отнимают длительное время — от 40 минут до
1 часа, за этот период гормон проникает в клетку, связывается со спе-цифическим рецептором, активирует определенные участки ДНК, запускает синтез белков. Сосудорелаксирующие эффекты андрогенов развиваются быстро — в течение одной, максимум 20 минут, что свидетельствует об их негеномной природе.
— Как объясняется способность андрогенов влиять на сосуды? Связано ли это каким-то образом с “сосудистой работой” женских гормонов?
— Тестостерон при определенных условиях способен превращаться в женский половой гормон — аналог натурального эстрогена, 17β-экстрадиол. Возможно, благодаря этому преобразованию он расслабляет сосуды, идя по “женскому пути”. Но данное предположение пока не получило подтверждения в многочисленных экспериментах. В частности, дегидротестостерон из семейства андрогенов не способен превращаться в 17β-эстрадиол, но, несмотря на это, также хорошо, как тестостерон, расслабляет сосуды.
Важная проблема связана с прямым воздействием андрогенов на сосуды, непосредственно на структуры, которые обеспечивают расслабление тонуса сосудистой мускулатуры. В этой области вопросов гораздо больше, чем ответов. Можно даже сказать: налицо ряд феноменов со множеством неизвестных.
Для упрощения представления о том, как расслабляются сосуды, можно выделить два элемента — мышцы и тонкий барьер, отделяющий их от крови, — эндотелий. В той или иной степени эти элементы страдают при развитии различных сердечно-сосудистых заболеваний. В частности, при хроническом повышении артериального давления (гипертензии), то есть при сужении сосудов, нарушаются механизмы расслабления мышц, образования особых факторов релаксации сосудов в эндотелиальных клетках: оксида азота, ацетилхолина, брадикинина.
До сих пор наиболее острой и неизменной темой для дискуссий ученых остается вопрос: какой из элементов расслабления сосудов наиболее предпочтителен для андрогенов?
— Какими исследованиями вы занимаетесь сейчас?
— В основе исследований, поддержанных в этом году грантом Президента РФ, идея о том, что работа андрогенов с сосудами определяется исходным состоянием организма и не является раз и навсегда заданным алгоритмом. То есть какой путь — мышечный или эндотелиальный — выбран на конкретный момент времени? Такая гипотеза родилась случайно, как результат наблюдения за ходом развития гипертензии у здоровых животных. В лаборатории физиологии человека и животных Саратовского государственного университета была создана модель развития гипертензии под воздействием социального стресса. Такая модель стала итогом наблюдений: здоровые крысы, находясь в течение пяти месяцев в условиях перенаселения или изоляции, приобретают гипертензивный статус. Мы подтвердили хорошо известный факт, что у самцов гипертензия развивается в более ранние сроки и в более тяжелой форме. А если “убрать” фон мужских половых гормонов, то получается отличный терапевтический эффект: давление нормализуется, и самцы выздоравливают. Во многих других экспериментах на гипертензивных животных андрогенам был вынесен приговор: “виновны в развитии гипертензии”, поскольку при блокаде их воздействия на сосуды или при кастрации самцов это неизлечимое заболевание удавалось победить. После этого на международных конгрессах по лечению гипертензии долго ходил анекдот: “Если кастрация так благоприятна для коррекции высокого давления, надо кастрировать всех гипертензивных мужчин, чтобы забыть об этом заболевании”.
Но вскоре обнаружился интересный клинический феномен. Оказалось, что на фоне хронического высокого давления уровень андрогенов снижается. Стало очевидно, что если они и виновны в развитии гипертензии, то “не по своей вине”.
Наши эксперименты показали, что, в целом, релаксация андрогенами сосудов не основная их функция, а, скорее всего, “запасной аэродром”, который включается в работу при повышенных требованиях к организму, стрессе, физических нагрузках. Андрогены в норме предпочитают “грубую мужскую силу”, действуя непосредственно на мышцы и не затрагивая эндотелий (пласт клеток, выстилающий внутреннюю поверхность сосудов и полостей сердца). Однако при развитии гипертензии из-за снижения уровня мужских половых гормонов в крови их воздействие на мышцы сосудов становится “неполноценным”, что сказывается на нежном эндотелии, который больше всего страдает в этих условиях. А повышение уровня мужских гормонов при введении их синтетических аналогов ситуацию не решает и часто оказывается бесполезным.
Таким образом, обвинения в отношении развития гипертензии с андрогенов были сняты, но “под подписку о невыезде”. Факт остается фактом: андрогены запускают цепочку патологических процессов, лежащих в основе повышения тонуса сосудов и артериального давления. Но где тот “золотой ключик”, который откроет двери в тайну полового феномена (устойчивости к гипертензии) и позволит хоть немного узнать о действии механизмов, лежащих в основе этих процессов? Поиск ответов на эти вопросы — наша главная задача в течение ближайших двух лет. Возможно, ответив на эти вопросы, мы не только сможем лучше понять ранимую организацию мужского организма, но и займем лидирующие мировые позиции по развитию новых концепций в физиологии, основанных на понимании процессов в организме, как зависимых сценариев от исходного его состояния.

Беседовала Фирюза ЯНЧИЛИНА
Фото предоставлено 
О.Семячкиной-Глушковской

Нет комментариев