Чем дышит море? Вопрос поэта актуален для ученых.

“…Безмолвное море, лазурное море, Открой мне глубокую тайну твою: Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь?..” В принципе, со времен Василия Жуковского, автора элегии “Море”, отрывки из которой с чувством зачитывали перед гостями II Балтийского морского форума студенты Калининградского государственного технического университета (КГТУ), мало что изменилось — люди до сих пор не могут найти ответы на важнейшие вопросы: чем же “дышит” море и как нам с ним ужиться на одной планете?..

А понять это необходимо, поскольку морская деятельность (важной составной частью которой является рыбохозяйственный комплекс) представляет собой одну из самых сложных областей экономики любой страны. Она требует постоянного совершенствования производственной базы, флота, активного международного сотрудничества, слаженного государственно-частного партнерства, стратегического планирования и молниеносной реакции на вызовы современности. Одновременно морская деятельность — один из самых перспективных секторов современной экономики. Ведь, помимо того, что Мировой океан является воспроизводимым, при умелом использовании, источником продуктов питания для человечества — полноценной белковой продукции, богатой микроэлементами и витаминами, он играет важную роль в формировании глобальных процессов в атмо­сфере Земли, является крупнейшей естественной транспортной средой планеты, гигантским источником биоресурсов и кладовой минеральных ископаемых. По мнению ректора КГТУ Владимира Волкогона, открывавшего своим выступлением работу II Балтийского морского форума, все это свидетельствует о том, что будущее мирового хозяйства сегодня во многом определяется будущим Мирового океана. Поэтому грамотная организация бе­зопасной профессиональной морехозяйственной деятельности, исследований океана, морского мониторинга — осознанная необходимость в нынешний исторический момент…
…По количеству солнечных дней в году курортный Светлогорск считается одним из лидеров на Балтийском взморье. Правда, в конце мая погода туристов особо не баловала: в то время как столичные жители изнывали от небывалой жары, здесь, в 40 километрах от Калининграда, бушевал пронизывающий ветер, море изрядно волновалось, а стремительные темные облака скрывали солнце. Это, в принципе, было на руку гостям морского форума: программа встречи оказалась столь насыщенной и разноплановой, что инспекция солнечных пляжей в нее уже как-то совсем не вписалась бы.
На протяжении нескольких дней на форуме не только шли пленарные заседания, но и велась активная секционная работа по целому ряду самых разных направлений. Сюда вошли современные технологии подготовки инженеров для экономики знаний, морские транспорт и логистика, безопасность мореплавания и современные технологии морской индустрии, качество и надежность судовых технических средств и портового оборудования, судостроение и судоремонт, а также мониторинг окружающей среды, преду­преждение и реагирование на чрезвычайные ситуации.
Отдельное внимание было уделено проведению тренингов и мастер-классов, выставке учебно-методической, научной литературы, электронных изданий Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота (БГАРФ).
Большим интересом участников форума пользовался и I Евразийский конкурс студенческих команд по международной медиации, проводившийся на русском языке. Как отметила заместитель начальника по научной работе, инновациям и международному сотрудничеству БГАРФ Наталья Кострикова, это позволило максимально вовлечь в соревновательный процесс студентов вузов постсоветского пространства и стран Европы и Азии, ведущих активное экономическое сотрудничество с Россией. Участники состязаний рассматривали медиацию в контексте ведения инновационного высокотехнологичного предпринимательства, как инструмент гармонизации взаимодействия ученых и их потенциальных инвесторов, предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций. Конкурс состоялся при методической поддержке Центра содействия медиации и альтернативным способам разрешения споров Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.
Организатором Балтийского морского форума, одного из крупнейших международных отраслевых научных мероприятий, по традиции выступила БГАРФ, а также весь университетский комплекс КГТУ. Кроме того, встреча, собравшая свыше 300 специалистов из России, Белоруссии, Германии, Литвы, Польши и США, получила поддержку от Федерального агентства по рыболовству, правительства Калининградской области, Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. На самом деле, мероприятие это проводилась вовсе не во второй, а уже в двенадцатый раз (ранее оно имело несколько иной статус — международной научной конференции). Но, как и прежде, в центре внимания собравшихся оказались вопросы развития рыбохозяйственной отрасли, а также проблемы профильного образования.
Согласно данным, представленным на пленарном заседании ректором КГТУ, добыча водных биоресурсов в России в прошлом году осталась примерно на уровне 2012-го и составила 4280,5 тысячи тонн. В то же время производство переработанных и консервированных рыбных продуктов выросло на 1,5% — до 3681,5 тысячи тонн. Эти цифры хоть и радуют, но все же России еще есть куда стремиться: например, по сравнению с Японией, мы добываем в 3,2 раза, а с Китаем — в 2,2 раза меньше морских биоресурсов в расчете на душу населения. Несмотря на относительный рост показателей оте­чественного рыбопромышленного комплекса, абсолютные их значения до сих пор не удовлетворяют потребностям страны и не соответствуют ее потенциальным возможностям, уверены специалисты. Вероятно, потому, что важной и перспективной сфере рыбохозяйственной деятельности в нашей стране пока не уделяют должного внимания ни представители органов власти, ни представители бизнеса…
Участники форума согласились с мнением Владимира Волкогона о том, что освоение ресурсов Мирового океана и развитие рыбохозяйственного комплекса страны тесно связаны с решением целого ряда проблем, разбираться с которыми необходимо синхронно. Среди них — возрождение судостроительной промышленности и судоремонта, строительство и эксплуатация современных судов для рыбной отрасли с применением новейших материалов и технологий; модернизация существующих и создание новых портовых комплексов; техническое и технологическое переоснащение судов и промышленных предприятий рыбной отрасли; формирование правового поля и новых финансово-экономических подходов, способствующих развитию судостроения, рыбной отрасли (включая государственную протекционистскую политику в международной деятельности). Наконец, пора задуматься и о восстановлении объемов ­НИОКР, исследований океана, районов промысла, а также вплотную заняться модернизацией системы подготовки кадров рыбопромышленного комплекса.
Учеными и специалистами КГТУ разработана концепция системного предпринимательского подхода к организации морского образования в РФ, ключевым звеном которой должны стать морские предпринимательские университеты, расположенные на территориях, имеющих выход к Мировому океану. Эта концепция получила поддержку Росрыболовства. Кроме того, предложена развивающаяся модель вертикально и горизонтально интегрированного университета, в котором вопросы организации профессионального образования, непрерывного мониторинга рынка и научно-образовательные, технологические, производственно-экономические вопросы решаются системно: в единой сети взаимодействия “технический вуз — флот — научно-исследовательский сектор — инновации — производство”. В качестве пилотного проекта подобная модель стала внедряться в Калининграде. А впоследствии она была предложена для модернизации отраслевых университетов во Владивостоке, Мурманске и Астрахани…
Однако круг вопросов профильного образования, обсуждавшийся на форуме, не был ограничен глобальными планами на будущее и выработкой концепций грядущей модернизации данной сферы. Речь шла и о более частных случаях, таких, например, как совершенствование подготовки судовых механиков, диверсификация системы обучения морских инженеров в области защиты информации и использование электронных ресурсов в их языковой подготовке, применение инновационных технологий при обучении математике инженеров водного транспорта и т.д.
Тема организации транспортных потоков на море и на суше, например на приграничных территориях Калининградской области, также стала одним из лейтмотивов форума. В ходе пленарного заседания ее поднял декан факультета логистики и общетранспортных проблем МАДИ Виталий Борщ: он выступил с обзорным докладом о состоянии современного рынка логистики России, представив прогноз дальнейшего развития ситуации. Участники секции, посвященной транспорту и логистике, сошлись во мнении, что проблемы транспортных систем в современной России возникают отнюдь не из-за количества транспортных средств, а из-за того, что решения в данной сфере чиновники до сих пор принимают буквально на интуитивном уровне: мало кто из власть имущих практикует имитационное моделирование потенциальных ситуаций на дорогах (будь то улицы города или водные артерии) и обращается за предварительной консультацией к ученым в профильные институты…
…Одним из самых частых слов, звучавших на форуме, было слово “риск”, столь характерное для словаря любого моряка. Ученые выражали опасения в том, что проблемы оценки риска, как в целом, так и в контексте обеспечения безопасности океанического рыболовства, сегодня в нашей стране характеризуются недостаточной разработанностью. А ведь специфика деятельности в океане состоит как раз в большой вероятности проявления многих агрессивных факторов, представляющих опасность для рыболовных судов и жизни людей. В связи с этим решение проблемы оценки и управления рисками при освоении биоресурсов океана приобретает особую актуальность для практических действий на море. В настоящий момент учет рисков в управлении флотом осуществляется в большинстве случаев на основе опыта и интуиции капитана судна. Согласно представленным на форуме данным, недавние испытания наших моряков показали, что сейчас из 75 человек лишь пятеро могут более-менее справиться с нестандартной ситуацией, связанной с перегрузкой или потенциальным переворотом судна в шторм. Конечно, эффективная эксплуатация судна совсем без риска невозможна — это аксиома, но к минимизации рисков и оптимизации процессов управления ими все же надо стремиться. А для этого, во-первых, необходимо провести ряд дополнительных исследований, во-вторых, перейти от неформальных методов к более строгим количественным оценкам рисков с применением современных информационных технологий…
…По завершении форума, которое было обозначено ударом судового колокола, организаторы отметили, что одним из главных результатов встречи они считают новые контакты, завязавшиеся между учеными, преподавателями, студентами и курсантами в ходе дискуссий, развернувшихся на секциях и в мастер-классах. Конечно, проблемы, связанные с морской деятельностью, неисчерпаемы, как и сам Мировой океан, и искать их решения будут и дальше, в том числе на следующем Балтийском морском форуме.

Анна ШАТАЛОВА
Фото автора

Нет комментариев