Все на штурм! Стратегия университета — дело общее.

В Томском госуниверситете прошла стратегическая сессия с участием модераторов и экспертов из Московской школы управления “Сколково”. В двухдневном “мозговом штурме”, посвященном проектированию образовательного процесса, принимали участие ректор и проректоры университета, директора институтов, деканы факультетов, сотрудники, ответственные за ключевые образовательные, исследовательские программы. Модераторами стратегической сессии выступили профессор по менеджменту МШУ “Сколково” Андрей Волков, профессор практики Андрей Щербенок и руководитель консалтинговыми проектами школы в сфере образования Денис Конанчук.
На протяжении двух дней шла интенсивная работа в группах, включающая выступления экспертов и руководителей, коллективные обсуждения и пленарные заседания. В ходе сессии участники анализировали лучшие мировые практики, занимались разработкой типологии образовательных процессов для ТГУ с учетом опыта ведущих университетов мира, определяли приоритетные направления развития образования в вузе на период до 2020 года.
— Польза от прошедшей сессии очевидна, — говорит проректор ТГУ по международной деятельности Артем Рыкун. — Сейчас перед нами стоит задача, которую не только ТГУ, но и другие российские университеты решают впервые. С 1914 года мы находились вне международной конкуренции. У этого были разные причины: закрытые границы, отсутствие языковой подготовки и т.д. Сейчас мир открывается нам, и мы, как и другие вузы, не знаем, как себя вести.
Для того чтобы решить, как нам действовать в сложившейся обстановке, и была проведена стратегическая сессия. У нас сейчас есть несколько возможных путей. Скажем, применить метод проб и ошибок, пытаясь что-то придумать самим. Или использовать чужие кейсы, адаптировав чей-то опыт. Сейчас многие смотрят на вузы Востока: Китая, Тайваня и других стран. Но нужно понимать, что для достижения поставленных целей у них используются огромные человеческие ресурсы. У нас такого потенциала нет, мы работаем совершенно в других условиях. Если говорить о вузах США, то там совсем другие ассигнования. Значит, нужно искать свой путь, учитывая наработки, которые есть у зарубежных коллег, осмысливать чужой опыт, приспосабливать его под себя.
Есть и третий путь — мыследеятельностное конструирование. Если сказать упрощенно, методом “мозгового штурма” мы строим модель того, чего еще не было. Например, меняется практика работы по какой-либо тематике. В решение проблемы погружается не только руководство университета, но и остальные сотрудники вуза. В процессе обсуждения участвуют ведущие ученые, а также представители управленческих подразделений ТГУ. Это крайне необходимо для того, чтобы сотрудники университета лучше понимали, что происходит и что нужно делать.
— Безусловно, изменения в образовательном процессе необходимы, — делится своим мнением декан филологического факультета ТГУ Татьяна Демешкина. — Если мы хотим быть успешными, то следует меняться вне зависимости от существующих программ. Что касается стратегической сессии, то, на мой взгляд, очень важно, чтобы работа была организована по горизонтальной схеме и в группы входили проректоры, директора институтов, деканы и сотрудники разных факультетов. Это очень важно для понимания друг друга и для укрепления связей внутри вуза, все-таки университет у нас очень большой, и мы не всегда знаем, что происходит в других подразделениях. Необходимо уметь разговаривать и договариваться друг с другом, формировать общие ключевые позиции.
Как декан филологического факультета могу сказать, в чем заключается сложность происходящих изменений для нас — гуманитариев. Сейчас существует формализованный подход к оценке результатов. В качестве инструмента используются количественные показатели. Но ведь есть вещи, которые нельзя сосчитать. Принципиальную неформализуемость гуманитарного знания отмечал, как известно, Дмитрий Сергеевич Лихачев. С этой точки зрения, для гуманитариев не очень подходит существующая система оценки результатов, должны быть использованы более совершенные инструменты. Мы тоже стараемся меняться, поскольку этого требуют время и запросы общества.
Людей нужно готовить к грядущим изменениям. В таком случае они смогут понять, что это конструктивно, а не разрушительно, и принять эти перемены. Для этого и нужны сессии. Что касается конкретных решений, то пока они не приняты. На этот раз шла работа над общей концепцией. Мы говорили о том, чему учить и как учить. Думали о том, каким образом университет должен взаимодействовать с окружающим миром. Вопросы, безусловно, сложные. Работа будет продолжена, думаю, ее конечным итогом как раз и станут решения, которые помогут университету выйти на новый уровень развития и занять достойное место среди ведущих мировых вузов.

Елена ФРИЦ
Фото Алены Кардаш

Нет комментариев