Из глубины

Лабораторные эксперименты и сейсмические наблюдения позволили предположить большие запасы воды в земной мантии. Это открытие пересматривает теории происхождения воды на нашей планете. С подробностями — Nature World News.
На глубине от 410 до 660 км под земной корой находится слой, удерживающий количество воды, втрое превышающее Мировой океан. Вода эта не жидкая, не парообразная и не твердая, она находится в составе редкого минерала земной мантии рингвудита в виде гидроксильной группы. Исходя из новых данных геофизик Стив Джейкобсен (Steve Jacobsen) из Северо-Западного университета США (Northwestern University) считает, что вода на поверхности Земли может иметь глубинное происхождение, что противоречит представлениям о том, что она занесена ледяными кометами. “Геологические процессы на земной поверхности, такие как землетрясения или извержения вулканов, отражают происходящее в ее недрах, недоступное нашему взору”, — отмечает Джейкобсен в комментарии для Nature World News, он один из авторов статьи о воде в земной мантии, которая опубликована в журнале Science (13 June, 2014). “Я думаю, что мы наконец-то увидели свидетельство водного цикла в масштабах всей Земли, что может объяснить огромное количество жидкой воды на поверхности нашей обитаемой планеты”, — говорит ученый.
Рингвудит, образующийся из минерала оливина под высоким давлением и при высокой температуре, имеет кристаллическую структуру, в которой удерживается вода, попадающая в минерал благодаря тому, что он притягивает водород. В основе открытия Джейкобсена с коллегами — изучение транзитной зоны. Это слой земной мантии, отчетливо выделяющийся по сейсмическим данным. Транзитную зону принято считать переходной областью между верхней и нижней мантиями. Сверху и снизу она ограничена двумя отчетливыми сейсмическими границами, которые залегают на глубинах 410 и 660 км соответственно. Наряду с исследованием этой зоны в пределах территории США с помощью сети приборов, измеряющих сейсмические вибрации, авторы также провели лабораторные эксперименты с минералами, имитируя воздействие на них высоких давлений, которые имеют место в недрах планеты. Таким образом были получены свидетельства того, что плавление мантии на глубине около 600 км наряду с движением пород в транзитной зоне приводит к процессу, в котором вода попадает в минерал, как в ловушку. Эти данные стали неожиданностью, поскольку ранее предполагалось, что плавление мантии происходит гораздо ближе к поверхности Земли — на глубине 80 км. По мнению Джейкобсена, существованием этой удерживаемой, скрытой, но проникающей в верхние слои мантии воды можно объяснить постоянный размер земных океанов на протяжении миллиардов лет.