В роли интегратора. Академия способна обеспечить технологический прорыв.

По меткому выражению Петра Столыпина, в России любят затевать реформы только потому, что так легче скрыть неумение править. Нынешние реформы у нас идут уже 25 лет, пора бы подвести некоторые итоги. Если коротко охарактеризовать их результаты в сфере образования, то достаточно упомянуть, что в 1990 году школьное образование в России было на третьем месте в мире, а в 2012-м оказалось на сороковом. И многие авторы этих “преобразований” теперь приступили к подобным экспериментам и в научной сфере.
В чем заключается главный вред проводимой реформы в науке? Прежде всего, в дезинтеграции. Закон ФЗ№253 разделил институты и РАН, подчинив НИИ управляющей структуре ФАНО, и превратил академию в наблюдающую, рекомендующую и проводящую экспертизу организацию, то есть функция управления наукой у нее изъята. РАН была системным интегратором сотен институтов, осуществляя горизонтальную и вертикальную междисциплинарную интеграцию различных научных направлений. Если закон оставить в прежнем виде, то через несколько лет страна обнаружит, что потеряла основу инновационного развития страны. Восстановление системы обойдется очень дорого и потребует десятков лет.
Подобное уже случалось: в начале 1990-х годов министр науки Борис Салтыков заявил: “В России слишком много науки”. В результате погибло около 5 тысяч отраслевых институтов — инженерно-технологических центров, которые связывали институты РАН и вузы с промышленностью. Так были разрушены цепочки инновационного развития страны.
Сегодня необходимы радикальные организационные меры конструктивного характера. В качестве основной из них можно предложить образование при экспертной и кадровой поддержке РАН нового Министерства науки и высоких технологий РФ с подчинением ему национальных исследовательских и федеральных университетов, а также продолжающих работу на высоком уровне отраслевых институтов.
Создание министерства позволит сформировать адекватный канал управления научно-технической политикой, наладить эффективный диалог между наукой, ведущими российскими государственными и частными корпорациями и бизнес-сообществом, ускорить решение ключевых проблем, связанных с переходом экономики страны на новый технологический уклад.
Для того чтобы восстановить цепочки инновационного развития страны, необходимо интегрировать усилия РАН, вузов и промышленных предприятий. К примеру, очень плодотворной оказалась интеграция Новосибирского госуниверситета и СО РАН. Крах системы финансирования в 1990-х годах привел к оттоку из Академгородка большого количества молодых ученых, но благодаря тому, что там функционировал университет, кадровые провалы в научных школах своевременно восполнялись.
В настоящее время в СО РАН находятся более 100 ведущих российских научных школ, и значительная часть из них — мирового уровня. Отделение является одним из соучредителей технопарка Новосибирского академгородка, основная масса разработчиков в нем — бывшие научные сотрудники институтов Новосибирского научного центра, почти все сотрудники фирм технопарка — выпускники НГУ, где 80% преподавателей — сотрудники СО РАН. Вот интеграция в действии!
Если правительство, наконец, поймет, что Академия наук — одно из главных богатств страны, ее золотой фонд, и начнет нормально финансировать собственные проекты развития, есть надежда, что уехавшие ребята вернутся в родные пенаты. Чтобы восстановить интегрирующую роль РАН, необходимо также обеспечить выполнение положения ФЗ№253 о научно-методическом и научно-организационном руководстве научными организациями по следующим направлениям:
— подготовка предложений по кандидатурам руководителей институтов и научных центров. Введение статуса научных руководителей институтов из числа членов РАН;
— подготовка, рассмотрение и утверждение планов НИР, научных и научно-организационных отчетов, подготовка и экспертиза государственных заданий;
— организация, координация и проведение междисциплинарных исследований с последующей оценкой их результатов;
— организация, координация, подготовка планов перспективных исследований и проведение работ с министерствами, ведомствами, руководством регионов, ведущими университетами, государственными и частными корпорациями, предприятиями высокотехнологических отраслей промышленности и оборонно-промышленного комплекса, технопарками и технико-внедренческими зонами;
— мониторинг и экспертная оценка деятельности научных организаций, региональных научных центров.
Следует учесть, что оценка деятельности российских институтов и исследователей по международным рейтингам, в основном, ориентирована на англоговорящие страны. Россия была в изоляции более 75 лет, языковые проблемы послужили толчком к выработке собственных стандартов и перечней специальностей, поэтому резкий переход на международный стандарт системы классификации отраслей науки и технологий FOS-2011 и системы классификации по образованию МСКО-2011, скорее всего, приведет к полной дезорганизации системы подготовки кадров. К тому же переход на новые стандарты очень дорого обойдется России.
Еще одна необходимая в нынешних условиях мера — организация научно-образовательных и инновационно-технологических консорциумов (центров инновационного развития) по приоритетным направлениям деятельности в сфере высоких технологий и в соответствии с задачами развития регионов. Основные задачи консорциумов:
— подготовка предложений по объемам государственных средств, предусматриваемых в федеральном бюджете и в региональных фондах на финансирование приоритетных направлений фундаментальных, поисковых и прикладных исследований;
— проведение конкурсов междисциплинарных интеграционных проектов государственного значения с участием вузов, отраслевых институтов, научных организаций других стран, предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности, крупных государственных и частных корпораций;
— организация совместных лабораторий на базе институтов РАН и вузов для повышения качества подготовки молодых специалистов и международного рейтинга вузов и институтов РАН;
— подготовка и проведение конкурсов на приобретение особо ценного уникального оборудования для академических институтов, научных центров и центров коллективного пользования , подведомственных ФАНО;
— развитие инновационной деятельности за счет организации малых предприятий при институтах РАН, ведущих университетах и в составе технопарков;
— подготовка и осуществление масштабных проектов развития материальной базы, строительства новых экспериментальных установок за счет участия в федеральных адресных инвестиционных программах, федеральных целевых программах министерств и ведомств, в деятельности институтов развития и государственных научных фондов;
— ведение строительства жилья, в том числе служебного, для сотрудников РАН, ее региональных отделений, в первую очередь для молодых ученых.
И в заключение хочу подчеркнуть, что при проведении любых реформ следует помнить об ответственности за стратегические ошибки. Стоит отметить, что в результате принятия Федерального закона №253 руководство страны и законодательная власть понесли серьезные репутационные потери: индексы доверия к органам законодательной и исполнительной власти после принятия ФЗ№253 резко упали.

Академик Николай ДИКАНСКИЙ,
Институт ядерной физики
им. Г.И.Будкера СО РАН, советник РАН,
 ректор НГУ с 1997 по 2007 г.

Нет комментариев