Поиск - новости науки и техники

Границы терпимости. Власти озабочены агрессивностью молодежи.

Научить молодежь терпимости и уважительному отношению к разным конфессиям – одна из важных задач системы образования. Все люди равны, и любые взгляды и вероисповедания достойны уважения, если они не влекут за собой негативных последствий. Но если поклонники одного течения становятся радикально настроенными против последователей другого – это уже “болезнь”. К сожалению, в современном обществе она встречается все чаще. О том, как ее лечить, а еще лучше – не допускать рецидивов, шла речь на Всероссийской научно-практической конференции “Формирование в молодежной среде межнационального и межконфессионального согласия. Осуществление мер, направленных на неприятие идей экстремистской и террористической направленности”, состоявшейся недавно в Московском государственном лингвистическом университете (МГЛУ). Ученые, преподаватели, деятели культуры, представители  государственных, общественных и религиозных организаций искали ответ на вопрос, как спасти общество от агрессии и вернуть людям уважение друг к другу.
На совещании были приведены цифры и факты: такое явление, как экстремизм, появилось в России в середине 1990-х годов – именно тогда он стал угрозой для страны. По статистике, 70-80% всех группировок составляют молодые люди от 16 до 22 лет. Такие возрастные рамки указывают на то, что в студенческие годы молодежь наиболее восприимчива к идеям, а значит, заниматься профилактикой экстремизма необходимо в вузах. И это важнейшая задача!
– Тот, кто владеет умами молодежи, тот владеет страной, – подчеркнул писатель-фантаст Андрей Величко.
В целом, понимание проблемы в обществе есть, и меры по профилактике экстремизма вроде бы принимаются на разных уровнях. Почему же экстремистские группировки не исчезают? Причины обозначила в своем докладе ректор МГЛУ Ирина Халеева. Во-первых, считает она, растет социальная напряженность в молодежной среде – люди не могут найти себе хорошую работу, жилье и т.д. Во-вторых, средства массовой информации навязывают ложные ценности. В частности, пропагандируют жизнь за границей, показывая, как богато там живут люди (но не то, как они работают). В-третьих, снижается общеобразовательный уровень населения. Кроме того, процветает национализм, очень ярко проявляется религиозный фактор. Влияет и безграничность возможностей Интернета: там молодые люди могут найти – так же, как и разместить – любую информацию, в том числе и экстремистскую.
В поликонфессиональном и многонациональном обществе альтернативы изжитию экстремизма просто не существует, говорили многие выступавшие. Была отмечена деятельность МГЛУ по профилактике экстремизма в молодежной среде, воспитанию толерантности и уважения к представителям других национальностей и религий. Среди форм работы вуза – факультативные курсы по изучению законодательства в сфере противодействия экстремизму, стенды  антиэкстремистской направленности, привлечение к решению этих проблем государственных органов… Конкретные технологии  по изжитию проявлений экстремизма вырабатываются в рамках работы Межвузовского совета по духовному образованию государств-участников СНГ, где идет интенсивный обмен опытом. В МГЛУ предложено создать Ресурсный центр подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по профилактике молодежного экстремизма.    
Участники конференции выступили за создание при Минобрнауки Научно-исследовательского центра по экспертизе и изучению этнокультурного развития и профилактике экстремизма в молодежной среде. Органам управления регионов РФ было рекомендовано разработать дополнительные учебные курсы по противодействию идеологии экстремизма и терроризма для студентов педагогических вузов, соответствующей проблематикой дополнить содержание учебных дисциплин “Этносоциология” и “Социология религии”. Кроме того, Минобрнауки предложено включить в структуру Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования учебные курсы по культурологии.
Региональным органам управления образованием, членам студенческих объединений и комиссий при министерстве, считают участники конференции, нужно активнее участвовать в деятельности центральных и региональных СМИ, направленной на утверждение в сознании населения страны общероссийских духовных ценностей, норм морали и нравственности и уважительного отношения к этнокультурной самобытности народов, проживающих на территории России. В вузовских печатных изданиях необходимо шире освещать этнокультурные традиции. А сами вузы должны  разработать и реализовать с участием национальных диаспор комплекс мероприятий по развитию межнационального диалога и интернационализма в студенческой среде, включая создание клубов интернациональной дружбы.
Кроме того, по мнению участников конференции, очень важно развивать межвузовский религиозный туризм, в том числе с вузами государств-участников СНГ. Это поможет студентам расширять свои представления о народах, национальных культурах и религиях. На базе МГЛУ было предложено создать Ресурсный центр международного сотрудничества и экспертизы в области духовного образования и религиозного молодежного туризма.

Татьяна ЧЕРНОВА
Фото Анны Мироновой

Нет комментариев