Форс-мажору вопреки. Молодые ученые России и Германии провели “мозговые маневры”.

Четвертый Российско-германский форум молодых ученых вполне мог и сорваться. Сама идея создать междисциплинарную платформу сотрудничества молодых исследователей, выдвинутая правительствами обеих стран в 2011 году, основанная на опыте проведения Германской национальной академией наук “Леопольдина” и Российской академией наук предыдущих форумов в Москве, Берлине, Бонне, едва не стала жертвой политических катаклизмов.
Принципиальное решение оставить в стороне политику и дать возможность молодым ученым продолжить диалог в Санкт-Петербурге приняли на личной встрече президенты академий профессор Йорг Хакер и академик Владимир Фортов.

И все бы ничего, но обычно на подготовку события такого масштаба требуется до полугода, а тут оставалось чуть больше месяца.
К счастью, организаторов выручили надежные партнеры — Молодежная академия (ФРГ), Совет молодых ученых РАН, Санкт-Петербургский государственный университет и Санкт-Петербургский научный центр РАН, Федеральное министерство образования и исследований (ФРГ), немецкий Дом науки и инноваций в Москве. У “семи нянек”, слаженно действовавших вопреки форс-мажору, “ребенок” вырос здоровеньким — 4-й форум отвечал ранее заданным параметрам: широкая география участников, сочетание презентаций и дискуссий, посещение институтов и знакомство с организацией науки и высшего образования в принимающей стране. Весьма полезным оказалось общение с представителями немецких научных фондов на предмет возможных грантов, стажировок и участия в европейских проектах. Так, д-р Штеффен Мелих, глава департамента Фонда Александра фон Гумбольдта приехал прямиком из головного офиса в Бонне, понимая, насколько важно соискателям получить информацию из первых уст. (Увы, никто из функционеров российских фондов до Петербурга не добрался).
О формировании и ежегодной ротации состава участников нам рассказал координатор форума Лучиан Бружан из департамента международных отношений “Леопольдины”. Первая стадия отбора — мотивационные письма. Но выраженного в них желания участвовать в форуме недостаточно. Претендент должен иметь научные достижения, “засветиться” в международных проектах, быть интересным спикером и собеседником.
По мнению Лучиана, немецкие и российские молодые исследователи во многом схожи: энергичны, фундаментально образованны, стремятся к достижению научных целей, не забывая о личной карьере. Различия заключаются в том, что немцы дольше работают в конкурентной международной среде, в частности по программам ЕС, у них выше профессиональная мобильность, уровень владения английским языком, что дает больше возможностей для публикации в рейтинговых изданиях. Но российские коллеги движутся в правильном направлении, инициируют и проводят сложные исследования, благо оснащение многих лабораторий соответствует европейскому уровню. К слову, рабочим языком форума был английский, и наши не подкачали.
Стараниями организаторов на форуме не доминировали представители ни одной из дисциплин, чтобы избежать “междусобойчиков”, и в то же время с каждой стороны были “родственники” по научной специальности. Так, “средь шумных дебатов, случайно” встретились Юрий Латушко из Дальневосточного отделения РАН и Силья Клепп из Университета Бремена. Юрий поделился результатами комплексного исследования адаптации различных обществ на островах Тихого океана — от Арктики до тропиков. Эту работу за счет личных грантов “бригадным методом” выполняют молодые географы, ботаники, археологи, антропологи, лингвисты — без пяти минут межинститутская лаборатория. Силья — этнолог, изучает островные культуры в Полинезии. Естественно, им было что обсудить и на сессии, и в кулуарах.
 — Я приехал на форум в двух качествах — как ученый и как председатель СМУ ДВО РАН, который объединяет тысячу молодых сотрудников, — уточнил Юрий. — Сразу по возвращении домой подготовлю подробный отчет о нем для сайта нашего совета.
Каждый раз хозяева форума предлагают интересную программу визитов. Если в прошлом году всех впечатлили Университет Кельна и вотчина физиков научно-исследовательский центр в Юлихе, то в этом гостей принимали Санкт-Петербургский госуниверситет с Высшей школой менеджмента и, несколько неожиданно, Зоологический институт РАН с его знаменитыми коллекциями.
— Такие встречи позволяют увидеть на конкретных примерах, как устроена наука. Поэтому мы и решили познакомить гуманитариев и технарей из Германии с нашими молодыми зоологами, — пояснила председатель СМУ СПбНЦ РАН Наталья Тюрнина, отвечавшая за академическую часть программы. — Представьте себе, они нашли точки соприкосновения. Конечно, конференция с узкой тематикой была бы глубже. Зато междисциплинарность расширяет кругозор, помогает наладить контакты в смежных областях знания.
Этому способствовал и динамичный формат “научного слама”. Правила просты: ты тратишь не более 10 минут на изложение сути своего исследования в максимально доступной форме. Мерилом успешности выступления считается громкость аплодисментов слушателей. По этому показателю всех опередила физиолог Ольга Заварицкая из Университета Гейдельберга, сопровождавшая доклад занятными картинками из жизни сердечно-сосудистой системы…
В ходе заключительной дискуссии в центре внимания были общие вопросы положения молодых ученых, хотя общими их можно назвать с некоторой натяжкой. Немецкие коллеги готовятся к изменениям в Конституции ФРГ, которые позволят университетам привлекать финансирование не только из земельных бюджетов, но и из федеральной казны, подобно ведущим научным центрам, вроде Института Макса Планка. Наши участники учатся работать в эпоху кардинальных перемен в судьбе РАН. Молодые немцы в условиях высокой конкуренции и профессиональной мобильности подчас не успевают адаптироваться на новом месте, им трудно планировать личную и академическую жизнь. Наши ввиду скромных зарплат и бытовых неурядиц нередко перемещаются из науки в другие сферы деятельности.
Председатель СМУ РАН Андрей Котельников рассказал об исторической трансформации советов, их роли в решении социальных проблем и коммуникациях молодых ученых. Он также отметил, что научная бюрократия — неизбежное зло, на борьбу с которым жаль тратить время. Крис Томале из Университета Фрайбурга возразил, что нельзя быть конформистами по отношению к действующей системе (“Ему легко рассуждать, он философ”, — заметил кто-то из участников). Сошлись на том, что абстрактные споры бесплодны, молодежь должна объединиться для разрушения бюрократических барьеров (например, на пути к совместным проектам), для чего делегировать своих представителей в комитеты и комиссии по научно-техническому и культурному сотрудничеству.
Как сказала заместитель председателя Совета научной молодежи СО РАН Юлия Отмахова, надо набираться сил и опыта, чтобы диктовать свои условия. Юлия была одним из самых заинтересованных участников форума. В составе отделения 30% молодых ученых — высший показатель по России. У региональных центров и институтов СО РАН прочные научные связи с Германией. Вплоть до того, что они проводят часть исследований в этой стране, силами своих сотрудников. Не случайно среди научной молодежи так популярны курсы немецкого языка, в том числе под эгидой действующих в Новосибирске представительств фондов Германии. Сертификат об их окончании позволяет претендовать на более весомые гранты. Пример молодым коллегам подает глава СО РАН академик Александр Асеев, свободно владеющий немецким.
Даже с учетом научных традиций и национальной специфики, нам пригодились бы многие принятые в Германии подходы, заявила председатель СМУ Санкт-Петербургского государственного университета Алла Красикова. Во-первых, это система постдоков, которая полноценно внедрена пока только в СПбГУ. Во-вторых, практика защиты кандидатских диссертаций с последующей публикацией на английском языке и с привлечением иностранных экспертов к их анализу. В-третьих, научный менеджмент, как направление базового и дополнительного образования. Знания и навыки в этой области остро необходимы молодым лидерам, руководителям новых исследовательских групп и лабораторий. Это умение не только разработать стратегию развития и управлять коллективом, но и выстроить взаимодействие с бизнесом.
Наконец, отношение к женщинам в науке, которых у нас “благородно” приравняли к мужчинам. В Германии есть ряд решений и на этот счет. Скажем, при подаче заявок на гранты положено указывать число публикаций за последние пять лет. Так вот для молодых женщин-исследователей этот срок возрастает на год за каждого рожденного ребенка. Для женщин — кандидатов наук, имеющих детей, предусмотрены льготы, ставящие их в равные условия с “остепененными” мужчинами…
Форум проводился в условиях, когда меняется ландшафт российской науки. Формируются территориальные органы ФАНО, не определен пока новый статус СМУ… Поэтому так ценно, что самые продвинутые и незашоренные исследователи, имеющие опыт реализации проектов на европейском уровне, провели двусторонние “мозговые маневры”, высказали предложения, которые помогут расставить акценты в молодежной научной политике.
Ну а главное пожелание всех участников — и впредь собираться каждый год, независимо от политической погоды.

На фото: Лучиан Бружан (в центре) вручил памятные медали “Леопольдины” российским организаторам форума в лице Натальи Тюрниной и пресс-секретаря СПбГУ профессора Алексея Заварзина

Аркадий СОСНОВ
Фото пресс-службы СПбГУ

Нет комментариев