Крен в эксперимент. Психология возвращается в лаборатории.

Выполняя инновационную образовательную программу (ИОП) в рамках Приоритетного национального проекта “Образование”, Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) в качестве одного из приоритетов выбрал возвращение в высшие учебные заведения экспериментальной психологии. Об этом ректор МГППУ Виталий Рубцов рассказал участникам выездного заседания бюро Отделения психологии и возрастной физиологии РАО, состоявшегося в Центре экспериментальной психологии (ЦЭП) МГППУ, созданном в рамках ИОП. Тема — “Перспективы развития экспериментальной психологии в стране”.
Неудивительно, что вузовский научный центр привлек внимание ученых: составляющий его основу многоцелевой высокотехнологичный комплекс не имеет аналогов в России и позволяет использовать широкий спектр методов и технологий инструментального исследования. Современный эксперимент в психологии носит междисциплинарный характер, и в центре работают высококвалифицированные психологи, программисты, инженеры. Здесь проводятся фундаментальные и прикладные исследования, разрабатывается методология исследовательской деятельности. И, конечно, учатся студенты, аспиранты, стажеры. Очень много молодежи.
Гостей провели по лабораториям, показали оборудование и рассказали о возможностях его использования. Высокоскоростная система регистрации и анализа глазодвигательной активности, например, позволяет изучать поведение человека. С ее помощью ученые центра изучали формирование навыка чтения у детей разного возраста, а сейчас исследуют восприятие различных выражений лица, что впоследствии может стать основанием для выработки рекомендаций службам визуального контроля. Экспериментальные методы анализа деятельности человека оказываются полезными в совершенно неожиданных областях, например в борьбе с транспортными пробками. В ЦЭП уже приезжали на переговоры представители столичной мэрии. Как пояснил ректор, центр ставит перед собой задачу “войти в практику решения социальных проблем города”.
Через образовательный модуль, разработанный на базе ЦЭП, в обязательном или факультативном порядке проходит абсолютное большинство студентов вуза. Практикум нового поколения знакомит студентов с научными разработками по актуальным проблемам общей психологии, формирует навыки работы на современном оборудовании, а также показывает возможности дистанционных форм научно-образовательного взаимодействия. Кстати, о работе одной из лабораторий ЦЭП ее руководитель рассказывал с большого экрана, поскольку в тот момент находился в лаборатории когнитивного дизайна под Парижем.
С обстоятельным докладом о положении дел в экспериментальной психологии выступил директор ЦЭП, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией познавательных процессов и математической психологии Института психологии РАН Владимир Барабанщиков. Напомнив, что с лабораторным экспериментом связаны значительные достижения русской и советской психологии, он констатировал, что в последние десятилетия объем и относительный уровень экспериментальных исследований в России снизились. Здесь отставание отечественной психологической науки от европейской и американской особенно ощутимо. Это объясняется, по словам директора ЦЭП, во-первых, остаточным принципом ее финансирования, существенно ограничивающим доступ ученых к современному оборудованию и технологиям, а во-вторых, падением интереса к лабораторному эксперименту в самом психологическом сообществе, недооценкой его значения. Все это проявляется уже на стадии подготовки профессиональных психологов. Число вузов, включающих в учебные программы аппаратурный практикум по психологии, можно пересчитать по пальцам. Однако используемое там оборудование и предлагаемые методики “с трудом можно отнести к числу современных”. В результате, отметил В.Барабанщиков, “выпускники психологических факультетов не имеют ни мотивации, ни навыков серьезной экспериментальной работы и не всегда понимают смысл фундаментальных исследований”.
На этом фоне Центр экспериментальной психологии МГППУ представляет собой отрадное исключение.
Обсудив сложившуюся ситуацию, участники заседания предложили одобрить опыт работы ЦЭП МГППУ, а также рекомендовать в рамках тематического плана фундаментальных исследований РАО разработать комплексную программу научно-методического, кадрового и информационного обеспечения развития экспериментальной психологии в РФ.

Наталия БУЛГАКОВА

Нет комментариев