Тормозили перьями

Окаменелые останки четырехкрылого динозавра позволили представить механику полета крупных пернатых хищников. Об этом сообщает Science World Report.
Международная группа исследователей под руководством Луиса Чиаппе (Luis Chiappe) из Музея естествознания графства Лос-Анджелес (Natural History Museum of Los-Angeles), обнаружив окаменелость с оперенным хвостом, предположила, что перья служили для торможения в воздухе и мягкой посадки. Останки хорошо сохранились и принадлежат динозавру, который обитал на территории провинции Ляонин на северо-востоке Китая около 125 миллионов лет назад. Название этого пернатого динозавра — Changyuraptor yangi. Как отмечает Science World Report, видовое имя присвоено в честь китайского финансиста, поддержавшего проект, а первая часть родового — Чангъю — в переводе с китайского означает “великое перо”, то есть Чангъюраптор  — хищник-”Великое перо”.   Результаты исследования находки опубликованы в Nature Communication. Особый интерес авторов вызвал факт оперения по всему телу ископаемого хищника.  Перья на хвосте достигали у чангъюраптора 30 см в длину — четверти роста самого животного. По словам Чиаппе, “удивительный хвост Changyuraptor на сегодняшний день превосходит в длину хвост любого другого пернатого динозавра”. Оперение лап динозавра при этом формировало четыре небольших крыла, отчего всю эту группу ящеров иногда называют бипланами или четырехкрылыми динозаврами.
О безусловной способности Changyuraptor yangi к полету свидетельствует исследование костных микроструктур животного, которое проводилось соавторами из Университета Кейптауна (University of Cape Town). По оценкам ученых, взрослый чангъюраптор весил около  4 килограммов, а в длину достигал 1,2 метра. Как отмечает портал PaleoNews.ru, для такого крупного летуна проблема безопасной посадки после планирования или настоящего полета стояла особенно остро. “Для крупнейших микрорапторов действительно имел смысл большой хвост, потому что они явно нуждались в дополнительном контроле за процессом полета”, — цитирует Майкла Хабиба (Michael Habib) из Университета Южной Калифорнии (University of Southern California) Science World Report. “Животное такого размера, чтобы не разбиться, должно было научиться тормозить свой полет”, — отмечает Чиаппе. Проведенный авторами исследования аэродинамический анализ подтвердил, что, манипулируя хвостом, чангъюраптор мог тормозить в воздухе.
Открытие Changyuraptor подтверждает идею о том, что полет у динозавров предшествовал появлению птиц. “Новые ископаемые свидетельствуют, что летающие динозавры не были ограничены очень мелкими животными, но включали в свои ряды и динозавров более крупного размера”, — сделал вывод Чиаппе.