Хвала упрямству. С детства помнится некрасовское: “все их спасенье в труде”.

Держать планку крупного форума трудно. Участники, особенно постоянные, склонны сравнивать, что было раньше, а что сейчас. Держать планку международного форума, когда со всех сторон на страну сыплются упреки да санкции, трудно особенно. Высоким приглашенным недосуг приехать, а без них “труба пониже и дым пожиже”. Ну кто бы мог подумать в 2012 году, что следующий III Международный авиатранспортный форум (МАТФ-2014) придется проводить, когда политика порвет многие связи, нанеся урон и производствам, и науке, и потребителям летных услуг? Тем не менее 14-16 августа в Ульяновске — городе, лет шесть назад решившем стать авиационной столицей России, состоялись и МАТФ с авиашоу, и выставка “Инновации в авиации”, и Международный авиатранспортный конгресс, и отраслевые конференции, и II Всероссийский форум малой авиации, и III Международный молодежный авиафорум “Я — авиатор!”. Да еще здесь впервые провели финал Всероссийского конкурса “ТОП-100 лучших инженеров России” и первый в РФ турнир-тренинг “Глобальная перевозка” по управлению авиатранспортным бизнесом.
Десятки мероприятий. Хорошо, что все — на площадках “Авиастар-СП” и аэропорта “Восточный”. То есть рядышком, в одном огромном месте.
Судя по торжественно вынесенным на сцену 14 августа государственным флагам, участвовать в форуме прибыли представители Австрии, Армении, Белоруссии, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Германии, Дании, Индии, Казахстана, Канады, Китая, Литвы, Мексики, США, Франции, Чехии, Швеции, Эстонии и Японии. То есть вместе с Россией — более двух десятков стран. Добавьте сюда гостей авиашоу, специально приехавших в субботу познакомиться с экспонатами выставки да поглазеть на показательные выступления парашютистов, дельтапланеристов, различные самолеты и вертолеты, выделывающие в ясном небе при 37-градусной жаре всякие пируэты, и придете к выводу, что МАТФ — народный праздник земли Симбирской.
А для десятка семей ульяновцев он стал памятным вообще на всю жизнь: 15 августа в одном из микрорайонов Заволжья в присутствии руководства области, гостей с авиапредприятий-партнеров открыли бульвар имени авиаконструктора академика АН СССР Сергея Ильюшина и проспект Виктора Ливанова, долгие годы работавшего на “Авиастар-СП”. Во время этой церемонии губернатор области Сергей Морозов вручил работникам завода ключи от квартир в новых домах на новом проспекте.
Но вернемся на дискуссионные площадки, где в рамках конгресса состоялось семь конференций для профессионалов в области настоящего и будущего Ил-76, технологий обработки материалов и их применения в авиастроении, подготовки кадров для авиационного бизнеса, авиагрузоперевозок, проблем и потенциала развития авиации общего назначения. Среди докладчиков было немало ульяновцев, с удовольствием отмечавших, что Авиакластер, созданный в их области, начав с 18 организаций и предприятий, состоит сегодня из 58 и насчитывает 28 тысяч работников, которые в год производят продукции на 50 миллиардов рублей. Но надо-то больше! Именно поэтому главной темой МАТФ-2014 стало создание в регионе центра российского транспортного авиастроения. Сергей Морозов предложил создать программу под условным названием “Авиационная держава” на базе Ассоциации авиационных регионов, которая была организована в дни МАТФ-2012. Он заметил, что деятельность ассоциации должна стать регулярной, опираться на решения экспертного совета, а главное — способствовать тому, чтобы региональные авиационные кластеры перешли к масштабной интеграции, чтобы их работа была нацелена на общий результат.
С разных площадок форума ульяновцы заявляли, что для осуществления крупнейшего инфраструктурного, промышленного, инновационного проекта в регионе создадут максимально комфортные условия с законодательной, инфраструктурной базой для ведения авиационного бизнеса, заверяли, что в области уже сформированы производственные, научные и образовательные базы для решения проблем авиационной отрасли, обещали задействовать для этого новые возможности создаваемой портовой экономической зоны и промзоны “Заволжье”.
“Необходимо наладить межкластерное взаимодействие и лоббировать интересы российской промышленности”, — заявил губернатор, уже не раз говоривший о том, что не стоит использовать на авиалиниях России, где есть свои крупные авиастроительные компании, самолеты иностранной сборки. По его мнению, российские “по своим техническим характеристикам, если их поставить на серийное производство, ничем не уступают иностранным аналогам. Ни по взлетной массе, ни по скорости, ни по высоте эшелона, ни по объему использования топлива, но для этого нужно, чтобы, в конце концов, все перестали лукавить и начали реально заниматься поддержкой нашей авиации”.
Заместитель министра промышленности и торговли РФ Юрий Слюсарь, тоже считающий, что роль региональных властей в вопросе авиации и авиастроения очень велика, в качестве примера привел значимость для страны сегодня Ту-204 СМ, выпускаемого ульяновскими самолетостроителями. Он стал особенно важен в связи с созданием в Республике Крым местной авиакомпании, с расширением межрегиональных перевозок.
Отличные перспективы есть и у проекта строительства многофункционального вертолетного центра — “Хелипорт Ульяновск”, который заинтересованно обсуждали участники II Всероссийского форума авиации общего назначения. По заверениям проектировщиков, проект будет реализован “со стопроцентным соблюдением стандартов авиабезопасности и клиентского комфорта”. И прежде всего — в интересах населения: в регионе решено воссоздать санитарную авиацию. Она свяжет вертолетным сообщением все города Поволжья, позволит экстренным службам в кратчайшие сроки прибывать к месту происшествия, осуществлять транспортировку пострадавших в медучреждения. Новые возможности создание подобного центра раскрывает и для бизнеса — вертолетное передвижение может быть гораздо быстрее речного или автомобильного. Плюс центр займется заправкой топливом и сервисным обслуживанием вертолетов, которые будут выстраивать свои маршруты с посадкой в Ульяновске. Открытие центра, как сообщил директор по развитию сети “Хелипорты России” Олег Круглов, должно состояться до конца этого года. Кадры для этого центра будут отбирать из специалистов региона, хорошо зарекомендовавших себя на авиатранспортных предприятиях России.
Подобные обещания, согласитесь, поднимают настроение. Но в целом не снимают тревоги: как будем жить дальше? Практика обмена санкциями может завести отрасль в тупик. Поэтому когда было объявлено, что одной из тем конференции “Производственная кооперация авиастроительных корпораций: вызовы времени” будет влияние санкций Запада на авиастроительную отрасль России, в зале собралось несколько сотен человек. Как представителей органов государственной власти, крупнейших авиакомпаний и аэропортов РФ, производственников, так и представителей учебных заведений России, ну и, конечно, журналистов. И если “акул пера” более-менее устраивали заверения вице-премьера Правительства РФ Дмитрия Рогозина, что 70 процентов поставляемого украинской промышленностью для российского ВПК мы уже завтра готовы выпускать сами, а остальное освоим максимум в срок от месяца до 2,5 года, то авиастроители-профессионалы, как обычно, просили рассказать именно “с этого места поподробнее”.
“Подробнее” выходило не для репортеров. Но, как ни формулируй аккуратно, потери для всех существенны. Не будем про Запад, про Украину. Скажем только про себя: возобновление производства и модернизации тяжелого транспортника Ан-124, известного под именем “Руслан”, не будет осуществлено. Кооперация с Украиной в области авиации прекращается в силу политической ситуации. А ведь это,
как сказал Ю.Слюсарь,  “те самые компетенции, которые в мировой технологической гонке являются предметом мечтаний всех машиностроителей”. Но это не единственная потеря. Для Ил-76 и его модификаций Россия получала порядка 30 наименований комплектующих с Украины, большинство которых делали в Харькове. Необходимо найти им замену, причем на предприятиях с сертифицированной продукцией, отлаженным, надежным циклом производства. То есть у поставщика, признанного на международном рынке. Тянуть с этим нельзя, поэтому объявлено, что до 2025 года только на двигателестроение в России правительство направит 67 миллиардов рублей.
Последнее десятилетие с разных трибун часто звучали рассуждения так называемых кризисных управляющих о вызовах времени и о нашей готовности на них ответить. Похоже, жизнь решила проверить соответствие слов делу. И в ближайшие месяцы, как в самые трудные времена Отечества, остается вся надежда на профессионалов. Причем не столько в маркетинге и менеджменте, сколько в инженерно-конструкторском деле, в умении быстро и качественно налаживать производство необходимой наукоемкой продукции, невзирая на обстоятельства. Как говорится, “упорство и труд все перетрут”. Однако быстро в нужное время справиться с задачей могут только высококвалифицированные кадры. Где их найти нашей промышленности? Вот про подготовку кадров с необходимым уровнем компетентности для авиастроения на примере участников МАТФ-2014 мы и поговорим в следующий раз…
А пока попрощаемся с МАТФ до 2016 года. Надеемся, организаторы не сдадутся и продолжат собирать этот ответственный форум. Традиции потому и ценят, что их сила, смысл, действенность формируются годами, несмотря на непредвиденные обстоятельства и всякие природные и общественные катаклизмы. И тут упорство, последовательность, вера в свое дело крайне важны. Слишком громко? Ладно, пусть будет просто упрямство — привычка не сдаваться. И все.

Елизавета ПОНАРИНА
Фото Николая Степаненкова

Нет комментариев