Огней так много городских… К чему приведет переход на “зимнее” время?

…Чуть более двух минут (!) ушло в ходе одного из последних заседаний весенней сессии Госдумы на принятие документа “О внесении изменений в Федеральный закон “Об исчислении времени”. Такое решение было принято, несмотря на бурные дискуссии по данной теме, которые в течение последних двух лет шли в обществе, данные официальной статистики, результаты мониторинга последствий предыдущей реформы исчисления времени в стране, мнения многих ученых. Уже в конце июля СМИ сообщили о том, что Президент РФ Владимир Путин подписал закон о переходе России с 26 октября этого года на зимнее время. В большинстве субъектов РФ часы будут переведены на час назад, после чего сезонного перевода стрелок более осуществляться не будет.
Незадолго до этого в редакцию “Поиска” обратился заместитель директора Института географии РАН, профессор, Заслуженный деятель науки РФ Аркадий Тишков. Ученый выразил глубокую обеспокоенность происходящими в стране переменами и пожелал высказать свое мнение о том, чем обернется для россиян переход на постоянное зимнее время. Конечно, после драки кулаками не машут, горько резюмировал автор в своем письме. “Но ведь к большинству наших доводов депутаты так и не прислушались… Мол, не нужна нам такая академия, которая мешает принятию законов “по просьбе населения”… И все же хотелось бы познакомить с ними читателей “Поиска”, — отмечает Аркадий Тишков.

О новом законе и новой системе часовых зон России
— Вновь принятый закон возвращает нас на четыре года назад (см. карту новой системы часовых поясов страны), — рассказывает ученый, — он еще больше отдаляет от центра Сибирь и Дальний Восток, создает сумятицу в самом понимании принципа исчисления времени в стране.
Во-первых, раз и навсегда отрезана возможность введения сезонного “перевода стрелок”, хотя в ситуации с новым законом именно это могло бы стать компромиссом, за который в некоторых регионах выступает более трети населения. Во-вторых, закон исключил возможность оптимизации системы часовых поясов России как мощного механизма интеграции. И это сегодня, когда весь мир старается использовать “фактор времени” для сближения регионов и народов! Новый закон с 11 часовыми поясами для России — настоящий стимул для разобщения регионов и усиления центробежных сил. Собственно, того, против чего и боролись в 2010 году, начиная реформу исчисления времени с сокращения количества часовых поясов. В-третьих, “…всемирное координированное время…”, на которое ссылаются авторы закона, — это стандарт, по которому общество регулирует часы и время, а не ведет счет зонам. В-четвертых, в положение к ст. 5 ч. 3 закона, в которой утверждается, что “московское время соответствует часовому поясу в национальной шкале времени Российской Федерации UTC (SU) +3”, закрались как минимум две неточности. UTC — это не “национальная шкала времени”, а сам термин “шкала времени” никакого отношения к часовым поясам не имеет, поскольку это “упорядоченная числовая последовательность размеров единиц времени, воспроизводимая и хранимая Государственной службой времени”. В-пятых, в законе прописано, что границы часовых зон проводятся по границам субъектов Федерации. И тут же ниже — противоречие в отношении Якутии и Сахалинской области, которые делятся новой системой часовых зон на части. Наконец, в-шестых, предложенная новым законом система исчисления времени реально ухудшает условия жизни населения, “обрывая” светлые вечера в межсезонье. Например, теперь заход солнца в декабре для москвичей будет около 16.00, а восход — около 9.00, то есть все равно на работу и в детский сад надо идти в темноте.
Разве может федеральный закон быть принят, если в нем столько погрешностей, да и востребован он сравнительно небольшой частью населения? Причем в экспертных заключениях, в том числе и со стороны РАН, на эти юридические и смысловые огрехи, а также просто безграмотные — с научной точки зрения — положения указывалось неоднократно. Законопроект был ориентирован исключительно на изменения национального времяисчисления, на географическое районирование страны в соответствии с установлением новых границ часовых поясов, но руководство РАН посчитало, что в этих вопросах лучше разбираются медики и биологи, а не представители Отделения наук о Земле РАН. Хотя ни слова, ни намека не было в законопроекте и о биоритмах, асинхронозе, выработке организмом мелатонина, утомляемости детей и т.д.

Социологические опросы: выбор между “вечным летом” и “вечной зимой”
Социологические опросы в отношении времяисчисления, проведенные зимой и летом, дают разные результаты, особенно если это касается времени, по которому нам жить. Вот и сейчас, перед тем, как принимать поправки к ФЗ “Об исчислении времени” и “возвращать” один час населению, Госдума дала задание регионам провести соцопросы. Среди отзывов, поступивших в Комитет Госдумы по охране здоровья, 42 региона представили результаты опросов граждан, проведенные разными способами, в основном в мае-июне: 17 регионов за “зимнее” время, 20 — за “летнее”,
5 — за возврат к сезонному переводу стрелок. Один регион (Самарская область) пожелал вернуться в часовую зону, на
1 час отличающуюся от Московской часовой зоны, то есть прибавить себе 1 час по сравнению с Москвой. Многие регионы не определились, а Крым и Севастополь попросили отсрочки — только-только перешли на московское время, сразу получили “плюс 2 часа” и теперь наслаждаются светлыми вечерами, которые очень пригодились и отдыхающим, и курортному бизнесу.
А как же повели себя две столицы? Вести с Пулковского меридиана, который для России до революции был точкой отсчета времени, таковы: 43,6% просят оставить “все как есть” (“летнее” время). Москва, расположенная по обе стороны пограничного меридиана, между часовыми поясами UTC+2 и UTC+3, проголосовала примерно поровну за все три варианта: 37% — за “зимнее” время, 33% — оставить “летнее” и 30% — за сезонный перевод стрелок. Единодушия нет ни в одном регионе России, но за сохранение “летнего” времени голосует чуть больше людей: в Костромской области 28,9% — за “летнее” время и столько же против, в Ленинградской 56% — за, 36% — против, в Московской 30% — за, 39% — против, в Нижегородской 51% — за, 17% — против, в Алтайском крае 49% — за, 30% — против, в Ханты-Мансийском автономном округе 54,5%.
Но вот согласно опросу, проведенному в марте после долгой зимы с темными утренниками, в Новгородской области 67% жителей проголосовали против летнего времени. А население Тверской области продемонстрировало переменчивость суждений (хотя понятно: здесь важнее, как спросить и что спросить): в 2011 году отмену перевода стрелок одобрял 41%, но спустя три года действующая система времяисчисления устраивает только 25% населения (правда, жить по “зимнему” времени предпочитает только 21% населения).
Как же можно при такой разноголосице принимать законопроект о “зимнем” времени? Предлагать перетасовывать регионы, увеличивать количество часовых зон до 11, воссоздавать “анклавную” часовую зону с Самарской областью и Удмуртией (+ 1 час от Москвы), возвращая страну к позициям 2010 года? Как удалось согласовать такой законопроект перед третьим чтением с субъектами Федерации, министерствами и ведомствами? Непонятно.

Почему именно “летнее” время?
Теперь о научной и экспертной сути вопроса. Юридического понятия “зимнее время” нет. Почти сразу после изобретения часовых поясов в мире понадобилось введение “летнего”  времени как своего рода “заплатки” на эту, во многом несовершенную, мировую систему времяисчисления. А также как дани прогрессу: время бежало вперед, так называемое социальное время расширялось, сокращался рабочий день, появлялась потребность во времени для досуга, развивался быстроходный транспорт, “сжимающий” пространство, связь и коммуникации опутали Землю, позволяя, сидя дома, следить за событиями из разных часовых поясов в режиме он-лайн. Наконец, повсеместно появилось электрическое освещение, которое компенсировало в некоторых случаях действие солнечного света как сигнала в регулировании биоритмов организма.
Человеку важно так организовать свою суточную активность, чтобы максимально эффективно использовать дневной свет. Это достигается, как показали оценки и расчеты, именно при сохранении круглогодично “летнего” времени — дополнительно, в зависимости от региона, человек в этом случае получает существенную добавку дневного света в период после окончания рабочего дня (это сотни часов в год для активного семейного отдыха, занятий спортом, прогулок).
На общественном мнении в отношении возврата к “зимнему”  времени, на наш взгляд, сказалась пропагандистская кампания последних лет в СМИ. Серьезных исследований, показывающих, что сдвиг стрелок сильно влияет на здоровье, нет. Но, с другой стороны, никакого видимого удовлетворения и сезонный перевод стрелок никому не доставляет. Ранее это была своего рода “плата” за то, чтобы больше получать дневного света и экономить электричество. Мировая система часовых поясов уже в момент своего изобретения не отвечала жизненному ритму людей, который существенно менял размеренный ход времени (“деревенский”) — с подъемом затемно “с петухами”, “с рабочим полднем”, вполне уместным, если начинаешь работу в 7-8 часов, с рабочим днем “от зари до зари” и т.д.

Время как важный фактор современной жизни
Времяисчисление — действительно важный фактор нашей жизни, и не только медико-биологический, как пытаются представить на протяжении последних лет некоторые СМИ. Госдума в Пояснительной записке к многочисленным вариантам законопроекта апеллировала к тому, что “большое количество человек стали жаловаться на то, что они не могут адаптироваться к новому режиму” времени. Но та же Исландия, в которой один из самых высоких уровней здоровья населения в мире, живет на два часа вперед (по Гринвичу, а не UTC -1 и UTC -2), некоторые регионы европейских стран, живущие также по семь месяцев в году с опережением в два часа, демонстрируют столь же высокие показатели здоровья и продолжительности жизни.
На вопрос, чем “летнее” время лучше “зимнего”, отвечаю: тем, что оно позволит эффективнее использовать светлые часы вечером — для прогулок, занятий спортом, досуга детей. А то, что тяжелее утром вставать, так это всегда тяжело — и осенью, и весной. Особенности городского проживания (а более 70% наших сограждан проживают в городах) делают из “жаворонка” “сову”, это давно заметили ученые. Но если человек будет заканчивать рабочий день засветло, то у него больше возможностей и стимулов отдохнуть с толком, избежать возвращения затемно по автодорогам и районам с криминогенной обстановкой.

Что нас ждет после 26 октября 2014 года?
А теперь — о наших прогнозах последствий смены “вечного лета” на “вечную зиму” для населения. Можно смело сказать, что для жителей всех новых 11 часовых зон России после принятия закона изменения в жизни ожидаются существенные. В бытовом отношении преимущество “светлых вечеров”, которых мы лишаемся, заключается в выявленном статистикой снижении травматизма, ДТП, криминальных действий против личности, в том числе против детей. Теперь все может повернуться вспять, так как снижается естественная освещенность в период после школы и при возвращении с работы. И российская, и зарубежная статистика однозначно говорит о росте преступности, количества ДТП и травматизма в темные вечера.
Но кто же спровоцировал эту “лихорадку” со временем, этот сдвиг нашего с вами “социального времени” к ночи? “Заказчик” проявлялся неоднократно, требуя “вернуть время”, “обеспечить своевременную трансляцию Олимпийских игр” на Европу (забывая, что миллиардная аудитория ТВ у нас все-таки на востоке). Сравнительно долго в нашей стране, в отличие от Европы, выстраивалась ночная линейка прайм-таймовых передач и потребителей рекламы на ТВ. “Заказчику” не нужны “светлые вечера”, а нужно, чтобы городской житель после продолжительной работы, утомленный стоянием в пробках и долгой дорогой домой, возвращался затемно к экрану ТВ, а потом не отрывался от него до полуночи и позднее. И получал свою норму рекламы.
“Человека ночного” — новый хронотип, создаваемый нашими депутатами (по сравнению с “человеком дневным”, который возник и эволюционировал в направлении максимального использования светлого времени суток), — только в Москве ожидают более 150 круглосуточных супермаркетов, ночные кинотеатры, ночные аптеки, даже музеи и выставки, работающие ночью, — все для тех, кто утром будет жаловаться на “это проклятое “летнее” время”. А еще рейтинговые телепередачи, более быстрый и доступный Интернет.
Любители арифметики могут взять в руки калькулятор и посчитать потери эффективного светлого времени в вечерние часы при приближении времени в регионе к поясному:
— в Калининграде потери за год эффективно используемого населением светлого времени суток с 18 до 23 часов составят почти 290 часов (30%);
— в Московской часовой зоне ощутимые годовые потери (20-40%) будут почти повсеместно: в Махачкале останется 307 часов суммарного за год эффективно используемого населением светлого времени суток с 18 до 23 часов вместо 584 часов; в Казани — 406 часов против нынешних 641 часов; в Сочи — только 445 часов вместо 776 часов; в Волгограде — 398 часов вместо 672 часов; в Москве — 585 часов вместо 862 часов, а в Санкт-Петербурге — 761 вместо 984 часов при круглогодичном “летнем” времени. Самые серьезные потери ожидаются в восточных окраинах часовой зоны: в Уфе будет 519 часов суммарного за год эффективно используемого населением светлого времени суток с 18 до 23 часов, тогда как сейчас — 1097 часов; в Перми — 563 против 1061 часов, а в Оренбурге — только 494 часов вместо 1120 часов!
— в новой 3-й часовой зоне, которую образуют Самарская область и Удмуртия, вечернего светлого времени в год будет почти на 40% меньше, чем при “летнем” времени (в Омске темнее по вечерам станет более чем на 50%; в Чите — почти на 60% (530 часов против 1153 часов); во Владивостоке еще более резкие перемены: останется только 405 часов светлого времени вечером вместо нынешних 1088 часов).

От чего мы отказываемся, принимая условия “вечной зимы”
Статистика также говорит о позитивном действии естественного солнечного света, приходящего к человеку в его активное время, в том числе вечером, когда он не в помещении, а гуляет, занимается с детьми или спортом. Это связано и с постоянной выработкой витамина D, который в организме не накапливается. Кроме того, для нашей северной страны, где велики сезонные скачки продолжительности светового дня, важно, чтобы не было искусственного стимулирования сонливости за счет раннего наступления темноты.
Мониторинг последствий реформы времени в России в 2010-2013 годах показал, что круглогодичное использование “летнего” времени на территории РФ дало много позитивных эффектов: в отношении снижения суточного потребления электроэнергии — 1,4% весной и суточного максимума потребления мощности по ЕЭС на 1,9%, в отношении сокращения травматизма и гибели людей на производстве, количества пожаров в вечернее время, числа ДТП и преступлений против личности вечером. Эти достижения реформы времени мы потеряли. Но главная потеря для экономики от вводимого закона — отдаление регионов от центра и друг от друга. Боюсь, что новая конфигурация часовых зон, увеличение их числа приведут к разобщению регионов и дезинтеграции. В мире все наоборот, Европа использует время для интеграции стран, а США — для сближения регионов и удобства взаимодействия. Этими принципами мы руководствовались, когда в 2010 году РАН вместе с Минпромторгом России рекомендовала оптимизацию системы районирования по часовым зонам (9 часовых зон), наиболее эффективно отражающую экономическое районирование, плотность населения страны и систему федеральных округов. Сейчас все позитивное смято и разрушено.

На рисунке: Часовые зоны России с 26 октября 2014 г., согласно проекту ФЗ “О внесении изменений в ФЗ “Об исчислении времени”

Подготовила Анна ШАТАЛОВА

Нет комментариев