Рецепт для мумии

Рецепт смеси для бальзамирования египетских фараонов оказался старше самих мумий, пару тысячелетий египтяне экспериментировали, считают эксперты. С их мнениями знакомит Nature News.
В недавнем номере журнала PLoS ONE ученые из Университета Йорка (University of York) в Великобритании сообщают о результатах изучения состава многокомпонентной смеси, которой пропитывались льняные пелены для обертывания мумий около 4200-го года до Рождества Христова. В состав древнейшего бальзама входила смола дерева, которое росло в тысяче километров от места захоронения тела, что указывает на развитую торговлю региона в доисторические времена. До сих пор самым ранним временем использованием древесной смолы при мумификации в Египте считался 2200 год до нашей эры, отмечает Nature News со ссылкой на одного из авторов Стивена Бакли (Stephen Buckley). Все сохранившиеся тела, погребенные до того, усыхали, как предполагали ученые, под воздействием естественных условий, поскольку находились в сухом и горячем песке египетской пустыни. Однако сейчас Бакли с коллегами  проанализировали образцы льняных полос, которые были извлечены археологами более 80 лет назад в одном из районов раскопок в центральном Египте, и пришли к выводу, что природные силы в мумификации тел не играли существенной роли.
Изученные погребальные пелены относятся к четырем захоронениям в местечке Мостагедда в долине Нила, где в 1920-1930 годы шли интенсивные раскопки. С тех пор они находились в музеях и особого внимания ученых не привлекали. Начав с радиоуглеродного датирования, авторы публикации показали, что возраст самого древнего льняного образца 6200 лет, а самого “нового” — около 5150 лет. Микроскопическое исследование выявило, что лен пропитан смолами, а масс-спектрометрия установила сложный состав последних. Основная часть пропитки — смесь животных жиров и растительных стероидов, однако от
5 до 20 процентов такого бальзама составляют сосновая смола и экстракты ароматических растений. Животный жир мог быть получен из губок, обитающих на дне моря на севере Египта, сосновая смола — с юго-востока Анатолии, что на территории нынешней Турции.
Древесные компоненты, обнаруженные в бальзамирующей смеси, обычно образуются при сильном нагревании смол, что предполагает предварительную термическую обработку мумифицирующего средства. Смеси, используемые в последующем тысячелетии, когда мумификация в Египте, начавшаяся около 2900 года до нашей эры, приобрела наибольшее распространение, имели сходный (хотя и неидентичный) состав с соблюдением основных пропорций. По словам археолога Элис Стивенсон (Alice Stevenson) из Университетского колледжа Лондона (University College London), в доисторическом Египте можно найти любые виды посмертной обработки тел, там не увидеть двух одинаковых погребений, это был период великого экспериментирования.