Рассчитываем на себя. К проблемам авиастроения пора привлекать все интеллектуальные силы страны.

Два года назад на Международном авиатранспортном форуме (МАТФ) я впервые услышала от представителей Объединенной авиатранспортной корпорации, что Ульяновский госуниверситет (УлГУ) — авиационный вуз. Если учесть, что четверть века назад его создали как филиал МГУ, то есть он — отпрыск самого что ни на есть классического университета нашей страны, то понимаешь, какая серьезная трансформация учебного заведения произошла. Нет, вуз и по сей день числится классическим, но умеет быстро и точно реагировать на вызовы времени. Позволю заметить, что в огромной степени это заслуга Юрия Полянскова, первого ректора, а ныне президента УлГУ, научившего свою команду использовать математические модели для оценки вызовов времени и адекватной реакции на них.

Не временный попутчик
Я помню, что намерение у УлГУ выйти из-под крыла МГУ вызвало у многих раздражение: “Ну-ну, идите в самостоятельное плавание. Денег, думаете, больше найдете?”. А они медицинский факультет открыли, потом еще один новый факультет, третий… “Не за свое дело беретесь”, — пытались учить Ю.Полянскова в разных высоких кабинетах, а он продолжал делать задуманное. И вот результат: сейчас в Ульяновской области почти 80% ставок в медучреждениях заполняют выпускники УлГУ. А если бы этих кадров не было?
Попытка подняться на уровень наукоемкой промышленности для молодого университета тоже была рискованной. Тем более что эта самая промышленность — автомобильная, авиационная, газонефтедобывающая — чувствовала себя неважно. Но в том-то и отличие вуза, что УлГУ через кафедру “Математическое моделирование технических систем” сумел стать отраслям партнером, а не временным попутчиком. Потому на МАТФ-2014 УлГУ чувствовал себя уверенно: свой стенд, своя команда участников, в программе — открытие базовой кафедры на ЗАО “Авиастар-СП”… Но главное — на любой площадке форума вуз вспоминали добрым словом.
Например, заместитель начальника управления информационных технологий ЗАО “Авиастар-СП” Владимир Назаров на конференции “Ил-76: вчера, сегодня, завтра” говорил, что, когда от мелкосерийного, едва ли не опытного производства им потребовалось весьма быстро перейти на электронный документооборот, создать и отладить на заводе систему информационного взаимодействия, первым им подставил плечо УлГУ. “В 2003 году, — говорил он, — мы начали готовиться к тому, чтобы внедрять интегрированную информационно-автоматизированную систему управления производством. Проект выполняли совместно с Ульяновским госуниверситетом, Российским фондом технологического развития на базе Ту-204, во взаимодействии с местным филиалом ОАО “Туполев”. Одновременно с УлГУ, колледжами, техникумами области стали заниматься подготовкой и переподготовкой кадров. 2007-2012 годы прошли под печатью Ил-76 МД. Сегодня практически весь каркас у нас запущен в 3D-электронном виде. Плюс взаимодействовали с Казанским авиационным заводом им. С.П.Горбунова, а в прошлом году — с ЗАО “Гражданские самолеты Сухого” по Superjet 100. С корпорацией “Иркут” мы занимаемся МС21.
С 2012 года “Авиастар-СП” модернизировал инфраструктуру предприятия. По конструкторской подготовке производства — до 90%, по технологической — 85%, меньше — в производстве. Но сейчас каждый новый цифровой станок однозначно попадает в компьютерную сеть предприятия. Начинали, вспоминал Назаров, с Ту-204, для которого вместе с вузом сделали порядка 1700 электронных моделей (электронных документов). Для Ил-76 потребовалось поднять их число до 89 000, а сегодня уже 190 000 электронных моделей запущены в производство. В технологических процессах стартовали с 900 моделей. Они были плоские, двухмерные, печатались на бумаге. Сейчас введена 3D-визуализация, порядка 5700 документов используются в электронном виде, сборочные процессы полностью оцифрованы. Подавляющее большинство оснастки сразу проектируется в 3D, сегодня в базе данных “Авиастар-СП” более 230 тысяч документов. Готовятся отлаживать систему планирования и учета. Занимаются внедрением информационно-аналитической системы, которая будет отражать состояние конструкторско-технологической подготовки производства и собственно производства на всех этапах.
— Дальше предстоит серьезный рывок по созданию второй очереди интегрированной автоматизированной системы, — сообщил Владимир Валентинович. — И здесь для решения задач послепродажного обслуживания мы опять нашли партнера в лице УлГУ. Плодотворно сотрудничаем. В 2012-2013 годах участвовали в совместном проекте по конкурсу Минобрнауки РФ, благополучно завершили его, получив хорошие отзывы от экспертов.
Рассказал Назаров и о проблемах, с которыми столкнулись при налаживании интеграции с разными КБ (“Туполев”, “Иркут”, “Ильюшин” и т.д.). У всех них требования, состав структур конструкторской документации сильно различаются, и самое главное — не сходятся процессы ведения конструкторско-технологической документации. Переходя на информационные технологии, программные платформы, пришлось искать решения для согласования, передачи данных и интеграции со службами “Авиастар-СП”. В результате получили полиплатформную  унифицированную модель данных, которую можно настроить на требования каждого конструкторского бюро. Аналогичный инструмент позволяет сформировать оптимальное решение и по технологическим планировкам, и по производственному расписанию работ. Можно виртуально готовиться к выпуску изделия с учетом количества, сроков, всевозможных расходов. Можно анализировать ресурсы — трудовые, для технологического перевооружения в разных экономических ситуациях. Например, загрузку персонала, оборудования на сборочном участке.
Как сообщил В.Назаров, на первом этапе внедрения информационных технологий и конструкторско-технической подготовки совместная работа “Авиастар-СП” с университетом проходила экспертизу
РИНКЦЭ в 2002 и 2004 годах. Также успешно прошли в 2012-2013 годах экспертизу Минобрнауки. Добились призовых мест на конкурсе проектов совершенствования производственной системы в 2013, 2014 годах. А недавно уже молодежь, которую активно привлекают к реализации информационных проектов, получила приз — правда, второй степени, и диплом на молодежном конкурсе проектов развития информационных систем управления Союза машиностроителей.
Но Владимиру Валентиновичу не дали закончить выступление на бравурной ноте. Из зала поинтересовались, как “Авиастар-СП” наладит импортозамещение деталей и агрегатов, попавших под санкции. Ответ был: “Беспокоиться надо не об этом, а о повышении конкурентоспособности российского авиастроения в целом. Цель достижимая, но действовать надо системно и безотлагательно”.
В авиаторы — за ручку
С безотлагательностью, как известно, в наших краях проблема — на Руси “запрягают медленно”. А “Авиастару”, чтобы выйти на самоокупаемость, надо в 4 с лишним раза снизить трудоемкость, в 4,6 раза сократить цикл сборки изделий. По плечу ли такие задачки коллективу?
Этот вопрос мне удалось задать заместителю генерального директора “Авиастар-СП” по экономике и финансам Андрею Топоркову. Хотелось понять, что изменилось за два года, прошедшие после МАТФ-2012. Конкретно для “Авиастар-СП”. На первый взгляд, жить народу здесь легче не стало. Шаг в сторону от экспозиций — обшарпанные стены, на территории под давно бездействующими металлоконструкциями дикорос молодых деревьев…
В ответ на мои сомнения Андрей Михайлович как-то сгруппировался, прямо глянул в глаза:
— Обшарпанные стены были и будут, пока идет обновление. Площадь зданий завода превышает 1,5 млн кв. м. На них идет серьезнейшая реконструкция. Мы ищем новые планировочные решения, чтобы усилить производственные мощности для дублирующего производства самолетов. Сегодня мы максимум можем произвести в год 4,5-5 авиаизделий. А надо, чтобы выйти на самоокупаемость, 18. Плюс есть масса проектов, в том числе инвестиционных, которые поддерживаются ФЦП, находятся в разработке, на стадии проектно-сдаточной документации для госэкспертизы, чтобы далее быть узаконенными и предъявленными госорганам для финансирования. Для всего этого нужны дублирующие мощности. Без науки это сделать невозможно, поскольку необходимо оптимизировать каждый процесс производственного цикла, залезть в каждый передел. Наука же у нас в области в основном — высшая школа, без нее завод как без глаз. Определен ресурс, потребный на техническое перевооружение к 2020 году, — 18 млрд рублей. 60% из них даст государство, 40% надо найти самим. Заработать на внебюджетных договорах, привлечь частные инвестиции. Есть ли такому рывку предпосылки? Конечно. В этом году по сравнению с 2013-м мы увеличиваем объемы производства на 70 с лишним процентов. Но, чтобы держать такие темпы прироста, надо расширять производство и в ближайшие два года принять на завод как минимум 1,5 тысячи новых тружеников. А до 2018 года еще 3,5 тысячи. Откуда? Безработных в Ульяновской области крайне мало.
— Тогда вы можете звать к себе переселенцев с Украины. Вам с каким уровнем подготовки люди нужны?
— Если человек хочет работать, то заводу пригодится. Есть места для инженеров, есть и высококвалифицированный рабочий труд. Есть возможность переобучить на ту специализацию, которая нам особенно необходима. Если у человека нет профессии авиастроителя, то мы его подготовим: у нас есть свой учебный центр и договоры с отдельными учебными заведениями.
Жилье? У нас работает жилищная программа, аккредитованная застройщиком и Сбербанком. Завод финансирует первый взнос из льготы налога на имущество, которое выделяет Ульяновская область. Если человек намерен надолго связать свою судьбу с заводом, то заключаем соглашение с ним, чтобы он мог войти в Жилищную программу и в Программу ипотечного корпоративного кредитования с самым низким процентом для “Авиастара”. По этой программе, родившейся в Ульяновском отделении Сбербанка РФ, уже более 350 семей получили квартиры. Мы планируем выйти на предоставление по этому проекту 500 квартир в год. Но пока программа раскручивается.
— Вряд ли переселенцы ее ускорят, ведь у них нет средств на первый взнос…
— У нас есть областная Программа поддержки переселенцев. Завод в ней участвует: в течение одного года софинансирует переселенцам аренду жилья, пока те получают российское гражданство. В это время мы смотрим, как люди работают, нужны ли они заводу, отбираем по уровню квалификации. Желающий работать на “Авиастаре” сумеет здесь закрепиться. Но вообще-то мы хотели бы иметь инженера “под ключ” — заточенного под задачи подразделения. Из 10 тысяч работающих на “Авиастаре” порядка 40% — инженеры-конструкторы, которые в основном и создают самолет. Их ошибки очень дорого обходятся предприятию и в целом авиапроекту, потому что себестоимость изделия — миллиарды рублей. Сегодня в авиапроме основная боль — подготовка конструктора и инженера.
Через полчаса состоится торжественное открытие базовой кафедры УлГУ “Цифровые технологии авиационного производства”. Мы возлагаем на нее большие надежды, будем акцентировать ее работу на подготовку специалистов с аналитической, научной направленностью. Такие не придут с улицы, их растит система непрерывной подготовки, начиная с детсадов и школ, профориентационных мероприятий, средних специальных образовательных заведений, довузовской подготовки, работы со студентами, аспирантами вплоть до подготовки ученого. Мы бы хотели иметь в штате завода высококвалифицированных сотрудников. И та кафедра, которая сегодня открывается, будет мотивировать своих слушателей именно на такой уровень квалификации. Такой кафедры, уверяю, в России вообще нет. Это ноу-хау. И эта новация принесет свои плоды очень скоро.
Говорят, Топорков всегда отвечает за свои слова. Лет ему всего 37, но четко видит стратегию развития “Авиастара”, мне показалось, что настоящее и будущее завода воспринимает как свое. Не зря именно ему доверили возглавить базовую кафедру УлГУ. Он умеет видеть цель и идти к ней упорно.
Верит в достижимость высокого результата и директор департамента по подготовке кадров Объединенной авиастроительной корпорации, куда входит “Авиастар-СП”, Николай Абруков. Рассказывая о взаимодействии ОАК с учебными заведениями страны, он первым в числе опорных вузов своей компании назвал УлГУ. Почему? “Сегодня, когда вся подготовка должна строиться на тесной интеграции с практическим опытом, ульяновцы организовали для этого базовую кафедру, многочисленные практики и стажировки студентов, написание курсовых проектов по заявкам работодателей. На такую работу нельзя жалеть сил и средств. Чем раньше начнем — со школы, тем осознаннее у ребят будет выбор. Тем осмысленнее будут учить физику, математику, начертательную геометрию и другие технические дисциплины”.
Со школы? Как заверила министр образования Ульяновской области Екатерины Уба, объявив Ульяновск авиационной столицей России, здесь взялись воспитывать будущего авиатора с детского сада. По крайней мере, в пяти детских учреждениях на левом берегу Волги, где жилые микрорайоны работников “Авиастара”, именно так. “Губернатор, — говорит она, — поставил задачу создания внешнего контента, ориентирующего человека на авиационную отрасль. Среда воспитывает и растит. В результате на всех образовательных уровнях — детские сады, начальная школа, средняя, лицеи, колледжи — появились инновационные образовательные площадки. Теперь задача — распространить опыт этих экипажей (классов) на большое число детских заведений по региону. Есть и дополнительное образование. В центре технического творчества, например, 39 учебных групп авиационно-технического направления. Действует Молодежная авиационная академия — двухлетнее дополнительное образование для старшеклассников. Там преподают ученые из университета, инженеры и конструкторы с производства. Цель — погрузить ребенка в познавательную и творческую среду будущей профессии. Два года подряд по четыре раза в неделю учатся подростки в Молодежной авиационной академии. Выезжают на производство — “Авиастар” открыт для детских экскурсий. Результат? 90% выпускников осознанно идут потом учиться по профилю в средние и высшие учебные заведения авиационной направленности.
Заводу нужны кадры. Много — инженерно-конструкторского толка. Их для “Авиастар-СП” готовят в УлГУ и УлГТУ. УлГУ даже организовал для лучшего взаимодействия с производственниками мощную структуру — Центр компетенций Авиастар-УлГУ, Проектный офис (управление инновационных программ) и базовую кафедру. Отрадно, что 48 человек, которые уже приняты для обучения на базовую кафедру, выпускники нашего авиационно-технического колледжа. Система ориентации на авиастроение работает, как видите”.
Соберите силы в кулак
Как относятся к общему делу УлГУ и “Авиастар-СП”, мы увидели. В главном корпусе завода в дни форума торжественно открыли базовую кафедру “Цифровые технологии авиационного производства”. И уж тут не оказалось никаких обшарпанных стен. Все с иголочки, достойно и с запасом прочности. Еще два месяца назад пребывавшие в запустении 1200 квадратных метров строители привели в порядок, обставили мебелью, оснастили, превратив в образовательно-научно-инновационный комплекс. С учебной аудиторией, лабораторией PLM-систем, компьютерным классом мест на 30, преподавательской, залом заседаний… Холл украсили планшетами с рассказами о судьбах крупных отечественных авиаконструкторов — смотрите, равняйтесь! На открытие собралась авиационная элита области, с опозданием, но выбрался губернатор. Ректор УлГУ Борис Костишко заметил: “Создание базовой кафедры — лакмусовая бумажка отношения к вузу. Если предприятие идет на такие траты, это серьезно и перспективно. Но тут и самим надо не скупиться. Вывеску повесить недолго, подготовить и отладить процесс — куда труднее”.
Судя по выступлениям участников последовавшей далее Конференции о возможностях базовых кафедр в профобразовании, через Центр компетенций Авиастар-УлГУ, существующий всего три года, уже реализованы проекты, принесшие более 400 млн рублей экономического эффекта. Кафедра тоже начнет приносить плоды скоро, ибо задумано с первого курса обучения вовлечь будущих специалистов в производственную деятельность. Через трудоустройство, может, по совместительству, с минимальной ставкой или на доле ставки — лишь бы встроить молодых ребят в работу цехов, отделов, КБ и лабораторий, чтобы занялись созданием управляющих программ, которые нужны заводчанам. И “Авиастару”, и профильным КБ, и производству “АэроКомпозит” нужны выросшие в синергетической среде науки, производства и образования практико-ориентированные специалисты, которых не потребуется переучивать. Нет больше у страны, у ее авиастроения на это времени. В сохранении и оптимальном использовании главного — интеллектуального ресурса отрасли — сегодня основная задача кафедры.
Забавно: Минобрнауки и ФАНО задумали снять доплаты к зарплатам кандидатов и докторов наук. А на “Авиастар-СП” наоборот. Мне с гордостью рассказывали, что с сентября на базовую кафедру придет десяток сотрудников завода на обучение в магистратуру. На заводе на них смотрят с надеждой, как на будущих ученых. И за это усилие в повышении уровня образования их намерены поощрять! С 1 июля на “Авиастаре”, согласно дополнительному Инвестиционному положению, будущий магистр плюс к основному заработку получит 30 тысяч рублей  в год, кандидат наук — 60 тысяч рублей, доктор — 120 тысяч.
— Выходит, в Ульяновске учиться на авиатора не только престижно, но и выгодно? — поинтересовалась я у заместителя директора Центра компетенций “Авиационные технологии и авиационная мобильность” УлГУ Дмитрия Шабалкина.
— Смотря где, — философски ответил он. — Наш университет предоставляет студентам любого уровня симбиоз возможностей завода и высшей школы. Подготовка кадров для авиастроения здесь идет многоступенчато: фундаментальные дисциплины изучаются в университете, курсовые работы, все виды практик, дипломы — на производственной базе “Авиастар-СП”, профильных КБ Ульяновского авиакластера и с помощью лабораторного комплекса УлГУ. Таким тоже не каждый университет может похвастать. Когда вузу потребовалась площадка для размещения необходимого оборудования для обучения специалистов по машино- и тракторостроению, нефтегазовому делу, информационным технологиям для авиации, вуз не поскупился: поставил на берегу Свияги, на своей земле, современную конструкцию ангарного типа, насытил ее необходимыми коммуникациями, оснащением — получил отличную площадку для развития. Обошлось это коллективу примерно в 100 млн рублей, но зато есть пространство для маневра. Работай, если есть идеи!
— А их хватает?
— Можно больше. И кадров квалифицированных мало. У Полянскова кафедра — 16 человек вместе с аспирантами. А только у “Авиастар-СП” сколько задач? По-хорошему, надо все местные ресурсы вузовской науки, способные работать на авиацию, собирать вместе. Собирать и ставить перед ними государственную задачу экстренной модернизации авиапредприятий. А модернизация, переоснащение сегодня — это переход на информационные технологии. Ждать, пока коллеги проснутся, нечего…
— Это ваш воспитанник про кого? — поинтересовалась я у инициатора стратегического сотрудничества с промышленностью президента УлГУ Юрия Полянскова.
— Про Институт авиационных технологий и управления, что называется громко, а существует на правах факультета Ульяновского гостехуниверситета. Сотрудники ИАТУ сами говорят, что основные задачи учебного заведения не выполняются. За время существования института практически не создана учебно-лабораторная база для подготовки специалистов по данному направлению. Имеющееся оборудование давно устарело. По отзывам председателей ГАК, качество защит дипломных работ, уровень их исполнения в течение 10 лет не соответствуют сегодняшним и перспективным планам ЗАО “Авиастар-СП” и его партнеров. Имеются серьезные претензии к возрастному составу преподавателей, к подготовке молодых преподавателей через аспирантуру. Преподаватели, студенты института практически не участвуют в выполнении научно-практических работ завода, что, естественно, сказывается на сроках адаптации выпускников к условиям действующего производства. Нарушено соотношение управленческого аппарата и числа преподавателей и вспомогательного персонала института. Недавно руководители крупных авиационных предприятий области подписали обращение к губернатору о необходимости присоединения ИАТУ к Ульяновскому госуниверситету. Да вы загляните на сайт университета — работу ИАТУ студенты оценивают на “троечку”. А там штат — сотня человек. Есть вполне квалифицированные. Вот эту бы рать подключить к форсированию производства “Авиастара”!
— За такое предложение вас небось захватчиком назовут?
— Не впервой. А может, наоборот, обрадуются и нужными себя почувствуют? Но чтобы эту сотню к делу подключить, политическая воля нужна.
— Политическая воля Министерства образования и науки?
— Сначала губернатора, который, к счастью, уже понимает такую необходимость, потом и министерства… Директора ульяновских КБ и производств за такие перемены ратуют, даже, слышал, обсуждали перспективу слияния УлГУ и УлГТУ, чтобы разумнее готовить кадры. Может, в этом и есть смысл, не спорю, но объединение займет несколько лет. У авиации России их нет. В XXI веке для такой огромной территории она — государствообразующая отрасль. А тут — разрыв поставок комплектующих, необходимость импортозамещения. Чтобы вытащить отрасль из удавки санкций, каждый авиаинженер, ученый должен сделать то, что может. Не рассчитывать на других. Понаделали глупостей в девяностые годы — теперь исправлять надо, как говорится, изо всех сил.

Елизавета ПОНАРИНА
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА

Нет комментариев