Микробы не мерзнут?

Экстремальная экосистема обнаружена в одном из подледниковых озер Антарктиды. С подробностями — Nature News.
В воде озера Уилланс, что находится под 800-метровым слоем антарктического льда, выявлены тысячи различных микроорганизмов, обитателей тьмы и холода. Такое разнообразие на материке, представляющем собой ледяную пустыню, допускает существование неких форм жизни в подобных условиях и в других местах Солнечной системы, например, на прокрытых льдом спутниках Юпитера и Сатурна. О микробном улове участники американского проекта Wissard по исследовательскому бурению льда озера Уилланс (Whillans Ice Stream Subglacial Access Research Drilling) сообщили в журнале Nature. Ранее подобным образом были добыты образцы воды крупнейшего подледникового антарктического озера Восток. Как отмечает BBC News, американский проект отличает особая стерильность процесса бурения, исключающая или практически сводящая к минимуму загрязнение извлекаемых образцов на поверхности. Описанная авторами экосистема объединяет микроорганизмы, использующие для поддержания своего существования экзотические источники энергии, в основе которых неорганическая химия морского дна. “Мы показали сообщество, которое использует доступные источники энергии, это такие неорганические соединения, как аммиак, нитраты и сульфиды”, — сказал в комментарии BBC News соруководитель проекта Брент Кристнер (Brent Christner) из Университета штата Луизиана (Louisiana State University). По словам ученого, под толщей льда донные породы измельчаются, минеральные частицы попадают в воду, где подвергаются химическим и биологическим преобразованиям.
Озеро Уилланс является частью обширной подледниковой гидрологической системы Антарктиды, многие озера которой связаны с реками и потоками. Спутниковые измерения показали, что иногда мощные течения способны приподнимать ледниковый слой на несколько метров для того, чтобы пропустить водные массы. Гляциологи изучают эту гидрологическую сеть, поскольку именно она определяет движение антарктического ледяного щита. К настоящему моменту в воде озера Уилланс найдены только микроорганизмы, но авторы не исключают, что здесь могут обитать и более развитые формы жизни, например мелкие черви, такие как нематоды или тихоходки. Впрочем, доказательств этому пока никаких нет, и тот же доктор Кристнер отмечает, что для более развитых организмов может не хватать подледных энергетических потоков. Хемоавтотрофы, то есть бактерии, синтезирующие органику из неорганики и воды с использованием энергии окислительных химических реакций, существовали на очень молодой Земле задолго до возникновения процесса фотосинтеза, насытившего мир кислородом и создавшего предпосылки для всплеска биоразнообразия и накопления углеродсодержащей биомассы, которая поддерживает современную гетеротрофную жизнь.