Беда от котика - Поиск - новости науки и техники
Поиск - новости науки и техники

Беда от котика

Древние коренные американцы могли заразиться туберкулезом от морских котиков, а произошло это около шести тысяч лет назад, утверждают биоинформатики. С подробностями – ScienceNOW.
На возможную связь между туберкулезом у тысячелетней перуанской мумии и морскими котиками указал сравнительный анализ микробной ДНК, выделенной из человеческих останков. Его результаты опубликованы в журнале Nature (21 August, 2014). Несмотря на разностороннюю изученность возбудителя заболевания Mycobacterium tuberculosis, вопрос о том, когда эта бактерия впервые поразила человека и как она распространялась, до сих пор остается дискуссионным. По одной из версий, туберкулез – относительно молодое заболевание, ему меньше 10 тысяч лет, и попало оно к человеку от крупного рогатого скота в каменном веке. Однако недавние исследования, выявившие огромное разнообразие штаммов туберкулезной бактерии в мире, а особенно в Африке, позволили предположить, что заболевание возникло около 100 тысяч лет назад у людей и с ними распространялось по земному шару и передавалось животным. Предмет отдельных дискуссий – происхождение туберкулеза на Американском континенте. Штаммы микобактерий туберкулеза Западного полушария сходны с таковыми в современной Европе, и на этом основании предполагается, что они были занесены первооткрывателями Америки. В то же время найдены мумии доколумбовой эпохи с костными изменениями, указывающими на туберкулез.
В недавнем исследовании на эту тему, которое провел Йоханнес Краузе (Johannes Krause) с коллегами из Университета Тюбингена (University of Tubingen) в Германии, была изучена ДНК, выделенная из 68 костных образцов с признаками деформации, характерной для туберкулеза, принадлежавших людям разного возраста. Все они имели южноамериканское происхождение. В трех образцах была найдена бактериальная ДНК, подтвердившая диагноз. По словам эксперта издания ScienceNOW Рут Хершберг (Ruth Hershberg) из Израильского технологического института (Israel Institute of Technology) в Хайфе, работа немецких коллег “ясно и убедительно показывает, что туберкулез присутствовал в Америке до контакта с европейцами”. Краузе с коллегами сравнили геномы трех бактерий, выделенных у древних американцев, с геномом микобактерии, которая была выделена из 200-летней венгерской мумии, а также геномами современных туберкулезных бактерий, живущих как в человеке, так и в других 250 с лишним видах животных. Эти данные позволили вычислить скорость мутаций в микобактерии, а затем определить, что последний общий предок всех поражающих человека штаммов туберкулеза жил от пяти до шести тысяч лет назад. По словам Краузе, скорость мутационного процесса у микобактерии оказалась в десятки раз выше предполагаемой ранее. Геном бактерии, обнаруженной в перуанских мумиях, более всего был схож с последовательностью ДНК штаммов туберкулеза, выделенных из морских млекопитающих. По предположению авторов, более 1000 лет назад перуанцы, промышляющие морскими котиками, могли съесть мясо этих животных, зараженное микобактерией.