Поиск - новости науки и техники

Вот так конкурс! Спрос на педобразование вырос.

Накануне начала нового учебного года результаты вступительной кампании в вузы обсуждались на совещании председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева с вице-премьерами. Основные цифры и факты назвала заместитель председателя правительства Ольга Голодец (на снимке). По ее словам, в этом году на первый курс будут зачислены 932 тысячи студентов, из них 385 тысяч будут обучаться на бюджетных местах. Это немного меньше, чем в прошлом году, что объясняется демографической ситуацией. Изменилась структура направлений подготовки, на которые зачислены абитуриенты. На инженерно-технические и медицинские специальности отдано 266 тысяч бюджетных мест – это на 6% больше, чем в прошлом году. Возрос спрос на медицинские и педагогические специальности. Так, на последние конкурс достиг 5,9 человека на место. О.Голодец считает, что это свидетельствует о благоприятной ситуации в области образования и связано, прежде всего, с повышением оплаты труда педагогов, а также с проводимой правительством политикой в этой области.
Самые высокие проходные баллы были в Московском и Санкт-Петербургском государственных университетах (86,7 и 87,3 балла соответственно). В среднем, проходной балл по вузам страны составил 64 – меньше, чем в прошлом году. “Мы связываем это с тем, что в этом году ЕГЭ был сдан честно, поэтому средний уровень результатов ЕГЭ оказался чуть ниже, и это сказалось на проходном балле”, – объяснила вице-премьер.
“Серьезной новацией” нынешней приемной кампании О.Голодец назвала выделение 10% бюджетных мест в вузах детям-инвалидам и детям-сиротам, которые, по ее словам, “получат возможность обучаться в высших учебных заведениях на особых условиях”.
Важная тема этого года – прием в российские вузы граждан Крыма и беженцев с Украины. Крымчане поступили по квотам в 178 российских вузов. На сегодняшний день заполнена квота и для украинских беженцев – 2,5 тысячи мест. Но поскольку беженцы с Украины продолжают прибывать, вступительная кампания для них продолжится даже после 1 сентября. О.Голодец сказала, что сейчас вступительные испытания проходят 3128 абитуриентов. “Мы думаем, что нам придется поддерживать эту тенденцию и обеспечивать прием и зачисление в российские вузы тем ребятам, которые вынужденно находятся в такой ситуации”, – заметила она.
Еще одно изменение – в полтора раза увеличилась квота для иностранных студентов, с 10 тысяч до 15 тысяч человек. Остается серьезный запрос на увеличение квоты, в первую очередь для Китайской Народной Республики. Некоторые вузы просят пересмотреть квоту, и им идут навстречу, потому что, по словам вице-премьера, “зачисление иностранных студентов идет с некоторым лагом”.
“Вот основные результаты нашей вступительной кампании”, – закончила свое выступление Ольга Голодец. “Будем надеяться, что приняли достойных”, – подытожил Дмитрий Медведев.
О результатах приема в педагогические вузы и ходе реформирования педобразования рассказали ректоры московских педвузов Игорь Реморенко (Московский городской педагогический университет, МГПУ) и Алексей Семенов (Московский педагогический государственный университет, МПГУ) на специальной пресс-конференции “Подготовка кадров для системы образования России” в МИА “Россия сегодня”. Правда, Алексей Семенов лично присутствовать не смог, и журналистам пришлось довольствоваться его видеообращением.
По словам обоих ректоров, прием этого года их не разочаровал. Конкурсы были по всем направлениям подготовки, по некоторым – даже высокие. Цифры прозвучали довольно любопытные. Например, в МГПУ, по словам И.Реморенко, неожиданно популярным направлением оказалось дошкольное образование – в полтора раза больше заявлений, чем в прошлом году. Ректор связывает это с тем, что многие столичные детские сады вошли в крупные городские образовательные комплексы и стало актуальным требование наличия высшего образования у воспитателей. Вырос спрос и на направление “Физическая культура” – тут, возможно, сказалось влияние недавней Олимпиады. Выросла популярность направления “Русский язык и литература” – конкурс 16,8 человека на место (в прошлом году – 10,1). Средний балл ЕГЭ у поступающих на бюджетное обучение – 71,2 (в прошлом году – 74,6). Как видим, цифра даже превышает среднее значение по стране, которое привела О.Голодец.
В МПГУ средний балл фактически по всем направлениям подготовки бюджетного отделения 72,1 (в прошлом году – 71). По словам А.Семенова, существенно повысился средний балл абитуриентов, поступивших на направления подготовки, связанные со славянской и западноевропейской филологией, а также, что интересно, с музыкой. Большой интерес вызвал китайский язык. “По-прежнему есть проблемы с естественно-научными дисциплинами, – отметил ректор МПГУ, – хотя у нас работает блестящая, мирового значения, научная школа теоретической и прикладной физики. Но мы уверены, что будем выпускать все более сильных учителей физики и химии – нам помогут в этом сетевые программы с другими московскими вузами – Физтехом, МГУ, МИФИ”.
Как рассказал проректор МПГУ Андрей Ершов, самый большой конкурс в МПГУ в этом году был на направление “Педагогическое образование”, профиль “Английский язык” – 96 человек на место. Также вырос конкурс на историю, профиль “Историческая политология” – 41 человек на место. Это означает, как считает проректор, “серьезный интерес нашей молодежи к осмыслению политических процессов, происходящих в стране”. Столь внушительные цифры объясняются тем, что практически все абитуриенты воспользовались своим правом подать заявления на три направления подготовки. “Смело могу сказать, что интерес к педагогическим специальностям возрос, по целому комплексу причин”, – отметил проректор.
Оба университета участвуют в большом Проекте по модернизации педагогического образования (см. статью “Вход свободный, выход – тоже”, “Поиск” №31-32, 2014). Эту тему затронул в своем выступлении Игорь Реморенко:
– Мы все лето интенсивно работали над модульными образовательными программами. Теперь у ребят больше выбора, они смогут из разных модулей составлять свою индивидуальную образовательную программу. Целенаправленно меняем магистерские программы – в них возрастает доля исследовательской работы. Новые знания должны становиться составной частью образовательных программ. И, конечно, возрастает доля практики.
В рамках каждой программы, сообщил ректор, разработано несколько модулей, которые могут выбирать студенты с разных направлений подготовки. Требование проекта – по каждому направлению таких студентов должно быть не менее 200 человек. МГПУ разрабатывает модули для трех направлений, значит, минимум 600 студентов почувствуют на себе изменения. Еще один важный момент: новые модули апробируются и в вузах-партнерах. МГПУ работает совместно с Нижегородским государственным педагогическим университетом им. Козьмы Минина, Омским государственным педагогическим университетом и другими вузами – всего их пять. В целом, новыми программами, по словам ректора, будут охвачены более 20 тысяч студентов.

Наталия БУЛГАКОВА
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА

Нет комментариев