Поиск - новости науки и техники

Пришел издалека?

В бронзовом веке люди преодолевали сотни километров для того, чтобы достичь культовых сооружений – анализ останков юноши из Стоунхенджа предполагает его средиземноморское происхождение. С подробностями – National Geographic News.
Скелет мальчика 14-15 лет был найден археологами в 2005 году в пяти километрах от мегалитического комплекса Стоунхендж в Великобритании. Погребение имело место 3550 лет назад. Шею покойного, по-видимому, украшало янтарное ожерелье – возле его головы нашли 90 янтарных бусин. “Такой экзотический материал (для украшения) говорит о том, что мальчик принадлежал к элите общества”, – отмечает, комментируя открытие порталу National Geographic News, Эндрю Фитцпатрик (Andrew Fitzpatrick) из общественной организации по охране британских археологических объектов Wessex Archaeology. Чтобы установить происхождение мальчика, археологи обратились в Британскую геологическую службу (British Geological Survey), которая могла провести точные измерения содержания различных изотопов кислорода и стронция в остатках зубов. Соотношение изотопов этих элементов в зубах меняется с изменением климатических и геологических условий жизни. Подобно древесным кольцам, зубы человека сохраняют данные об окружающей среде год за годом, и эти данные используются для установления происхождения и места взросления того или иного человека.
“В случае мальчика с янтарным ожерельем его зубы сохранили данные по кислороду, соответствующие более теплой, чем возле Стоунхенджа, местности. Они скорее подходили Средиземноморскому побережью”, – сказала в своем выступлении на симпозиуме Геологической службы, который прошел недавно в Лондоне, представитель этой службы Джейн Эванс (Jane Evans). Предполагается, что юноша отправился в путешествие к Стоунхенджу в составе большой семейной группы. “Мы думаем, что богатейшие люди могли предпринимать дальние путешествия к источникам редких и экзотических материалов, вроде янтаря. Совершив такое путешествие, они, возможно, удостаивались великих почестей”, – отмечает Фитцпатрик. “Пересечение Ла Манша – скорее всего на чем-то вроде байдарки – было, вероятно, самым серьезным испытанием в пути”, – размышляет археолог. Скелет мальчика не несет каких-либо травматических следов, а потому предполагается, что юноша умер от инфекционного заболевания. Похоронен он был около Стоунхенджа в соответствии с высоким социальным статусом своей семьи, продолжают дорисовывать историю носителя янтарного ожерелья эксперты National Geographic. Мальчик с ожерельем – один из нескольких, нашедших последнее пристанище у Стоунхенджа, пришельцев. В 2003 году, например, сообщалось о так называемом Лучнике Эймсбери, мужчине, который был погребен в нескольких километрах от комплекса Стоунхендж 4400 лет назад вместе с сотней предметов, среди которых кроме лука со стрелами были золотые серьги, медные ножи и глиняная утварь. Предположение об альпийском происхождении Лучника возникло из анализа его зубной эмали. Изотопы кислорода в ней свидетельствовали о том, что он родился и вырос в Альпах на территории современной Швейцарии, Германии или Австрии.