Кодекс вторжения.

Ожидаемый полет космического аппарата к Фобосу, доставка на Землю образцов грунта спутника Марса ставят перед учеными проблему, с которой прежде сталкиваться не приходилось. Необходимо предусмотреть строжайшие меры безопасности и для Фобоса, и для Земли. Чтобы ничто чужеродное, представляющее опасность, не попало ни на спутник Марса, ни на нашу планету. Решение этой задачи станет своеобразным экзаменом для только что созданной при Совете РАН по космосу экспертной рабочей группы по проблеме планетарной защиты. О ее целях и задачах “Поиск” попросил рассказать руководителя группы — члена-корреспондента РАН Олега Орлова, первого заместителя директора ГНЦ — Институт медико-биологических проблем (ИМБП) РАН.
— Начну издалека, — говорит Олег Игоревич. — В конце 60-х годов прошлого века было принято международное соглашение, известное как Договор по космосу. Оно, в частности, предусматривает защиту планет от загрязнения, в том числе от попадания на них биологических объектов с Земли, что явилось бы вмешательством в их “частную жизнь”. Точно так же и нашу планету необходимо оберегать от неблагоприятных изменений земной среды. Подразумевается доставка внеземного вещества или даже внеземных форм жизни. Понятно, что в этом случае нам предстоит принимать соответствующие меры. Насколько вероятна такая опасность — вопрос скорее философский, чем практический. Однако теория переноса биологических форм между космическими объектами существует, и ученые ее не отвергают. (Ведь мы продолжаем надеяться, что не одиноки во Вселенной). В мире подобными проблемами занимается авторитетная международная организация — Комитет по научным исследованиям — КОСПАР (Committee on Space Research — COSPAR), в который входит и Россия. КОСПАР разработал принципы планетарной защиты, своего рода кодекс, и меры по его обеспечению в зависимости от программ космических экспедиций.
Когда возник проект “Фобос-Грунт”, комитет сразу же поставил вопрос планетарной защиты. Переговоры были сложными: ведь при безусловном соблюдении международного права необходимо выполнить широкую программу научных исследований, в первую очередь получить образцы грунта. Разработанные нами меры безопасности, в конечном итоге, удовлетворили международное сообщество.
На аппарате будет размещена герметичная сверхпрочная титановая капсула с различными биологическими объектами: растениями, микроорганизмами, простейшими животными и др. Как они переживут полет, произойдут ли с ними какие-то изменения — эти данные и массу другой интересной информации предстоит проанализировать биологам. Ведь планируя длительные полеты в дальний космос, ученые не представляют до конца, скажем, последствия воздействий на биологические объекты измененного магнитного поля или радиационной обстановки на межпланетных трассах. Теперь же мы получим чрезвычайно важные сведения, необходимые в перспективе при подготовке пилотируемых экспедиций. Так что этот проект можно рассматривать как своего рода биологическую разведку, цель которой — получить ответ на вопрос: безопасен открытый космос или нет?
Одновременно ИМБП предложил провести эксперимент той же продолжительности и с теми же биологическими образцами, но на внешней поверхности МКС. На этот раз образцы окажутся внутри магнитосферы Земли. По данным, полученным нашим институтом, организмы в космосе не погибают, а, наоборот, обнаруживают высокую стойкость. Впечатление такое, что они приспосабливаются к сверхагрессивной внешней среде — радиации и огромным перепадам температуры. Сравнение результатов обоих экспериментов (в дальнем космосе и на околоземной орбите) очень важно для развития космических исследований.
Возвращаюсь к проекту “Фобос-Грунт”.
В том, что наша живая “посылка” надежно защищена и мы не занесем на спутник земные формы жизни, мы уверены. Но этого недостаточно. Чтобы обезопасить Фобос, при сборке станции, упаковке снаряжения и, самое главное, подготовке манипуляторов, отбирающих пробы грунта, принимаются строжайшие меры по обеззараживанию всего и вся. Комплекс таких мероприятий, разработанный ИМБП совместно с НПО им. С.А.Лавочкина (оно изготавливает и собирает аппарат), рассматривался на первом заседании экспертной рабочей группы.
Необходимо позаботиться и о безопасности нашей планеты. Конкретных оснований для беспокойства нет, однако сегодня наука не может однозначно сказать, что на Фобосе никогда не существовало условий для возникновения биологических форм жизни. Для того и организуется экспедиция, чтобы собрать исчерпывающую информацию.
В распоряжении ученых окажутся две капсулы. С той, где находятся биообъекты, мы уверены, проблем не будет. Спускаемый аппарат войдет в плотные слои атмосферы и под воздействием гигантских температур в тысячи градусов внешняя поверхность контейнера стерилизуется. Но будет еще один — с пробами грунта Фобоса. Ответственная задача изучения образцов возложена на Институт геохимии и аналитической химии им. В.И.Вернадского. Вдруг в доставленной из космоса “посылке” обнаружится нечто, представляющее опасность для Земли (вопрос, есть ли жизнь на Марсе, открыт по-прежнему)? Такую возможность мы также должны учитывать, осторожность в этом случае не помешает. В рамках согласованных с КОСПАР принципов планетарной защиты нашей экспертной рабочей группе предстоит разработать объем и регламент проведения карантинных мероприятий. А пока мы занимаемся подготовкой к запуску станции, контролируем выполнение требований планетарного карантина.
Проект “Фобос-Грунт” — лишь начало работы экспертной группы, созданной по инициативе ИМБП. Она образована на базе действующих коллективов, занимающихся вопросами планетарной защиты. В ее составе четыре института РАН (ИМБП, ИКИ, ГЕОХИ и Институт микробиологии им. С.Н.Виноградского), Роскосмос и его предприятия (НПО им. С.А.Лавочкина, ЦНИИМАШ), Федеральное медико-биологическое агентство. В недалеком будущем, как мне представляется, рабочая группа сможет оказать разностороннюю помощь — в первую очередь организационно-методологическую, а также техническую, по подготовке и осуществлению крупных космических научных проектов, их согласованию, координации с зарубежными партнерами, прежде всего с КОСПАР. Нам предстоит участвовать и в разработке нормативно-правового обеспечения проблематики планетарной защиты. Интерес к изучению дальнего космоса, возникающие при этом вопросы — не только научные, но и юридические и даже этические, вызывают огромный интерес в мире и требуют широкого обсуждения.
На мой взгляд, это чрезвычайно перспективная область исследований, и мне, как ученому, она очень интересна.