Пещера в клеточку

Образцы неандертальской изобразительной деятельности, возможно, найдены в гибралтарской пещере Горхэма. Детальное описание археологического открытия представлено в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, USA.

На задней стене пещеры, в которой около 39 тысяч лет назад жили неандертальцы, обнаружена гравировка “в клеточку”, как для игры в “крестики-нолики”. Насечки носят регулярный характер и не похожи на случайные зазубрины, оставшиеся от разделывания туш животных. Возраст этой наскальной гравировки соперничает со старейшими образцами европейского человеческого изобразительного искусства. Ученые Музея Гибралтара (Gibraltar Museum) под руководством зоолога Клайва Финлейсона (Clive Finlayson) изу-чают пещеру Горхэма на заморской территории Великобритании с конца 1980-х, в настоящее время она отнесена к объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО. Считается, что неандертальские обитатели этого укрытия на южной оконечности Европы пережили своих собратьев из других частей Старого Света. Судя по прежним находкам, питались они рыбой, моллюсками и птицей. В 2012 году коллега Финлейсона по музею Франсиско Пачеко (Francisco Pacheco), пробравшись ползком через узкий проход в самый дальний угол пещеры, наткнулся на горизонтальную каменную платформу, которая возвышалась над полом пещеры на 40 сантиметров. Тогда исследователи стали светить фонарем во все стороны и увидели на стене гравировку, которая занимает площадь 20х20 сантиметров и имеет глубину борозд в несколько миллиметров. Возраст этой резьбы по камню определили косвенным образом, по возрасту ранее найденных здесь же неандертальских орудий, которые датировались, в свою очередь, по возрасту покрывавшего их слоя осадочных пород.
Для изучения следов на камне Финлейсон с коллегами пытались их воспроизвести с использованием каменных орудий неандертальцев. В ходе таких экспериментов ученые установили, что подобные изображения-гравировки можно создать многократно повторяемыми целенаправленными движениями, и это не бессмысленные, случайные насечки. Другой вопрос, является ли такой неандертальский труд искусством. “Я не знаю, я не могу проникнуть в сознание тех людей”, — цитирует ответ Финлейсона Nature News. Однако “характер гравировки геометрический, и, возможно, она представляет собой некую карту. Ясно то, что это абстракция, это осознанные движения резцом, и это свидетельствует о сознании неандретальцев, которое еще больше сближает их с нами”, добавляет ученый. По мнению антропологов, интеллектуальные способности неандертальцев недооценены. Недавние находки свидетельствуют о том, что они хоронили усопших, украшали себя перьями, раскрашивали тело черными и красными пигментами, а возможно, и играли на примитивных дудочках. Все это если и не является признаком абстрактно-символического мышления, то, по крайней мере, указывает на неслучайность действий, не приносящих очевидной практической пользы.

Нет комментариев