Народ дорсет: был и нет

Генетическое исследование ископаемого материала указало на внезапность исчезновения древних эскимосов — носителей культуры Дорсет. Об этом сообщают Nature News, New York Times.
Последний древнеэскимосский народ дорсет жил на крайнем северо-востоке и в арктической части Канады, а также в западной и северо-восточной Гренландии. Семьсот лет назад эти эскимосы исчезли, и археологи пытаются установить причины их вымирания, изучая дорсетские орудия охоты на тюленей и моржей, а также следы шаманских ритуалов древнего арктического племени, в которых использовались маски и татуировка. Генетики, отслеживая судьбу древних эскимосов, проанализировали 169 образцов ископаемой ДНК, выделенной из человеческих останков, которые были найдены в Гренландии, Канаде и Сибири. Результаты этого исследования, проведенного под руководством всемирно известного палеогенетика и эволюционного биолога Эске Виллерслева (Eske Willerslev) из Копенгагенского университета (University of Copenhagen), опубликованы недавно журналом Science, они указывают на изолированное существование палеоэскимосской популяции на протяжении 4000 лет, а затем стремительное ее исчезновение за несколько десятилетий. Как установили генетики, никакой ассимиляции с соседними популяциями у народа дорсет не происходило. Но что, если не ассимиляция, случилось с этими эскимосами? — задается вопросом New York Times.
Результаты нового генетического исследования предполагают, что палеоэскимосы пришли в Новый Свет единожды, а не волнами миграции, как считалось ранее. Все они потомки выходцев из Сибири, перешедших Берингов перешеек, что был на месте Берингова пролива. Анализ митохондриальной ДНК, которая наследуется по материнской линии, указал на активное родственное спаривание внутри популяции дорсет, что вполне могло ее ослабить. Однако на протяжении почти 5000 лет эти люди поддерживали свое изолированное существование, следовательно, инбридинг не мог быть единственной причиной их вымирания, хотя он, несомненно, мог вызвать ряд медицинских проблем, цитирует Виллерслева New York Times. По мнению эксперта издания Тодда Дисотелла (Todd Disotell), народ дорсет могли сгубить изменения климата, отразившиеся на морской фауне, которая составляла основу их питания. По его словам, для того чтобы жизнь популяции оказалась под угрозой, достаточно нескольких неудачных сезонов охоты.
Публикуемое исследование опровергает теорию о том, что современные эскимосы несут в себе следы ДНК народа дорсет, но, тем не менее, вопрос о судьбе палеоэскимосов вообще остается открытым. Доктор Виллерслев с коллегами намерены изучить больше ископаемых останков и искать их по обе стороны Берингова пролива. “Я не удивлюсь, если мы найдем свидетельства новых миграций, о которых и не подозреваем”, — сказал ученый.