Планы по планке. Руководству научных институтов придется помолодеть.

Уже в ближайшее время руководящий состав академических институтов может существенно поменяться. Работа над законопроектом, вводящим возрастные ограничения для директоров научных организаций и их заместителей, вошла в завершающую фазу. На днях этот документ поддержал Комитет Госдумы по науке и наукоемким технологиям, проводивший расширенное выездное заседание в здании Президиума РАН.

Вообще-то ведущим по данному вопросу в Думе назначен Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов. Но поскольку закон регулирует трудовые отношения в научной сфере, мнение профильного комитета принципиально важно.
Напомним, проект Федерального закона “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций и их заместителей” разработало Минобрнауки во исполнение поручения президента страны, представив проект на общественное обсуждение еще весной 2013 года. Произошло это как раз перед скандальной реформой РАН, проведение которой, видимо, затормозило работу над законом. Так что документ был внесен правительством в Госдуму в июне текущего года.
Необходимо отметить, что проект претерпел серьезные изменения. В первом его варианте возрастная планка устанавливалась не только для руководства институтов, но и для заведующих отделами и лабораториями, а также их замов. Предельным возрастом для всех этих категорий сотрудников предполагалось сделать 60 лет в общем случае и 65 — в виде исключения.
Научная общественность высказалась против ряда позиций, и разработчики закона учли эти замечания. Так, ограничения теперь предполагается ввести только для руководителей НИИ и их заместителей, а предельный возраст увеличен до 65 лет (учредитель сможет продлить полномочия руководителя до 70 лет, если с такой просьбой обратится коллегиальный орган управления научной организации).
На заседании комитета, в котором кроме депутатов приняли участие представители Минобрнауки, РАН, ФАНО, администрации президента, общественных организаций научной сферы, в основном предлагались поправки в законопроект. Против его принятия категорически высказался только депутат Госдумы от КПРФ академик Борис Кашин. Он сообщил, что фракция коммунистов приняла решение законопроект не поддерживать как нарушающий права человека. Нобелевский лауреат Жорес Алфёров через председателя комитета академика Валерия Черешнева передал свое личное, резко отрицательное, отношение к готовящемуся закону.
Вопрос о том, не нарушает ли Конституцию установление возрастного ценза, на встрече звучал неоднократно. Отвечая на него, Татьяна Грачева из администрации президента заявила, что нарушений не видит: в данном случае имеет место не ограничение в трудовых правах, а требование к претенденту на определенную должность.
Чем обусловлено такое требование? Эта тема также активно дискутировалась. Борис Кашин поставил под сомнение тезис авторов закона, что одна из главных целей документа — установить единый подход к назначению на должности научных работников, включая руководителей. Он отметил, что полного единообразия в итоге не получилось. Да, к директорам и замдиректорам НИИ теперь будут предъявляться те же возрастные требования, что и к их вузовским коллегам — ректорам, проректорам, руководителям филиалов (институтов). Но для Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов сделаны исключения: там Президент РФ может продлевать полномочия ректоров, если они превысили возрастной лимит. Специальный порядок освобождения от должности руководителя существует и в НИЦ “Курчатовский институт”. “Если уж взялись устанавливать общий порядок, почему не довели дело до конца?” — поинтересовался депутат.
Не все участники согласились и с тем, что введение возрастного ценза — единственный способ решения такой важной задачи, как обеспечение сменяемости руководящих кадров НИИ. Эта проблема может и должна решаться совсем другими методами, отметил генеральный директор ВНИИ авиационных материалов, президент Ассоциации государственных научных центров, академик Евгений Каблов. Он заявил, что директора необходимо оценивать не по возрасту, а по результатам работы института, как это делается в ГНЦ. “Если человек эффективно управляет и аттестация института это показала, он должен оставаться на своем посту, — отметил Евгений Николаевич. — У нас нет избытка талантливых менеджеров из числа ученых, чтобы ими вот так легко бросаться”.
О том, что для выдающихся ученых и успешных руководителей должны быть сделаны исключения, говорили многие. Однако все сошлись во мнении, что прописать это в законе не удастся. Критикуя документ, участники встречи исходили из того, что он, конечно же, будет принят. Поэтому они предлагали меры по его совершенствованию. Главный ученый секретарь Президиума РАН Игорь Соколов и председатель Профсоюза работников РАН Виктор Калинушкин предложили близкие по смыслу правки.
Представитель профсоюза уделил больше внимания той части законопроекта, в которой определен порядок замещения должностей рядовых ученых. В ней говорится, что в случае заключения трудового договора на неопределенный срок сотрудник подтверждает соответствие занимаемой должности в ходе аттестации. Согласно новому закону, аттестации должны проводиться не реже одного раза в три года. В настоящее время этот срок составляет пять лет. Профсоюз настаивает на сохранении прежней периодичности аттестаций. По словам Виктора Калинушкина, никто не объяснил, почему этот срок необходимо уменьшить. Тем более что для профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений пятилетний период между аттестациями сохранен.
И профсоюз, и руководство РАН настаивают на том, чтобы из числа сменяемых по возрасту лиц были исключены заместители директоров институтов. Директорам же, по их мнению, должна быть дана возможность доработать срок, на который они были избраны, чтобы смена руководящих кадров прошла плавно, без рывков. Если переходного периода не будет, то за трехмесячный срок, который дается на введение в действие закона, придется переизбрать более половины нынешнего директорского корпуса академических институтов. Вместе с замами замене подлежит около трех тысяч специалистов высочайшего уровня.
Учитывая, что выборы директоров будут проходить по новой, еще не опробованной схеме и на все это наложится анонсированная ФАНО структуризация НИИ, становится ясно: на очередном этапе реформ научные коллективы будет сильно лихорадить. Большой вопрос, смогут ли они в это время эффективно выполнять государственное задание и не растеряют ли научно-производственный потенциал. Как известно, в конце 2014 года закончится президентский мораторий на действия с имуществом организаций РАН.
Валерий Черешнев заверил участников, что их предложения услышаны и депутаты попытаются внести в законопроект соответствующие поправки. В целом же Комитет по науке и наукоемким технологиям документ поддержал, рекомендовав Комитету по труду, социальной политике и делам ветеранов создать рабочую группу, в рамках которой можно будет вести работу по корректировке закона в ходе слушаний в Госдуме.

Надежда ВОЛЧКОВА
Фото Ольги Прудниковой
и Андрея Моисеева

Нет комментариев