Поиск - новости науки и техники

Полет нормальный? Главной проблемой аэронавтики остается безопасность.

Политические сложности не могут быть препятствием для общения ученых и профессионалов в области аэронавтики. Подтверждением тому стал 29-й rонгресс Международного совета по аэронавтическим наукам (ICAS 2014), состоявшийся на прошлой неделе в Санкт-Петербурге. Выступая на его открытии, председатель Комитета по науке и высшей школе правительства Санкт-Петербурга Андрей Максимов особо поблагодарил зарубежных ученых за то, что, несмотря на сложную международную ситуацию, они сделали правильный выбор и приняли участие в конгрессе.

Россия впервые была выбрана местом проведения этого крупнейшего авиакосмического научного форума. По данным организатора – Центрального аэрогидродинамического института
им. Н.Е.Жуковского (ЦАГИ), участниками международной встречи в Питере стали более 700 ведущих специалистов и ученых аэронавтической отрасли из стран Европы, Азии, Америки, Африки и из Австралии. Самые многочисленные делегации прислали Китай, Япония, Италия, Германия и Франция. Как сообщила пресс-служба ЦАГИ, для обсуждения актуальных тем отрасли в северную столицу прибыли руководители NASA, Boeing Commercial Airplanes, Airbus Defence & Space, NLR, NVvL, Honda Aircraft Company, Japan Aerospace Exploration Agency, Israel Aerospace Industries, DLR, AVIC, Safran/Messier-Bugatti-Dowty, Airbus Group, DASSAULT AVIATION, Boeing Russia и других зарубежных организаций. От России участие в конгрессе помимо ФГУП “ЦАГИ” приняли такие ведущие предприятия отечественной аэрокосмической отрасли, как ФГУП “ЦИАМ”, ФГУП “ГосНИИ АС”, ОАО “ЛИИ им. М.М.Громова”, ОАО РКК “Энергия”, ОАО “Туполев”, ОАО “Объединенная авиастроительная корпорация” и др.
Основными темами обсуждения участников конгресса в ходе ежедневных пленарных и секционных заседаний, параллельных сессий стали интеграция летательных аппаратов и систем, аэродинамика, материалы и конструкции, силовые установки, динамика и управление полетом, системы, подсистемы и оборудование, системное проектирование, управление воздушным движением, безаварийность и безопасность, защита окружающей среды, эксплуатация и экологическая устойчивость.
Приветствуя участников конгресса на церемонии его открытия, президент ICAS Мюррей Л. Скотт отметил, что нынешняя встреча стала рекордной по количеству присланных научных трудов: в общей сложности поступило свыше 900 докладов. Наряду с представлением передовых технологий в них отмечено, что по-прежнему остается нерешенным ряд проблем, связанных с авиационными происшествиями, и поиск путей выхода из этих ситуаций должен осуществляться коллективными усилиями. “Конгресс уже более 50 лет обеспечивает единственное в своем роде международное научное взаимодействие”, – подчеркнул глава ICAS.
Со своей стороны приветствуя коллег, директор научно-технического центра ОАО “Объединенная авиастроительная корпорация” Владимир Каргопольцев обратил особое внимание на важную роль конгресса в налаживании контактов между опытными учеными и молодыми специалистами и поддержал слова президента ICAS, что задачей номер один для всего авиационного сообщества является безопасность полетов. Выступивший от имени организаторов встречи исполнительный директор ФГУП “ЦАГИ”, сопредседатель оргкомитета ICAS 2014 Сергей Чернышев подчеркнул, что для ЦАГИ большая честь и ответственность принимать ICAS: “Мы постарались привнести в мероприятие все самое лучшее, опираясь на опыт предыдущих лет, и будем стремиться обеспечить успех конгресса и следовать традициям, которые были заложены основателями ICAS”. Слова приветствия и добрые пожелания прозвучали и с орбиты в видеообращении членов экипажа Международной космической станции: “Призываем всех объединиться и ответить на современные вызовы авиакосмической науки. Хорошим примером плодотворного сотрудничества является работа МКС. Мы должны выстроить добрососедские отношения не только в космосе, но и на Земле. Желаем вам научных достижений на благо всего человечества”.
В первый день работы конгресса состоялась церемония вручения премии Дэниэла и Флоренс Гуггенхаймов за выдающийся личный вклад в развитие авиа-космических наук. Впервые за историю существования премии с 1957 года обладателем ее стал российский ученый: профессор, член-корреспондент РАН Сергей Чернышев – специалист по исследованию звукового удара, эффекта, возникающего при переходе самолета в сверхзвуковой режим полета. Но прежде чем получить из рук главы ICAS Мюррея Л. Скотта высокую награду за “длительную продуктивную научную карьеру в области аэронавтики и укрепление международного сотрудничества в этой сфере”, исполнительный директор ФГУП “ЦАГИ” Сергей Чернышев
прочел мемориальную лекцию имени Дэниэла и Флоренс Гуггенхаймов (Daniel and Florence Guggenheim Memorial Lecture). По традиции, мемориальная лекция является неотъемлемой частью программы конгрессов ICAS еще с 1957 года в знак особого признания большой поддержки международного сотрудничества в области аэронавтики Благотворительным фондом Дэниэла и Флоренс Гуггенхаймов.
Современные вызовы аэронавтики, в том числе повышение безопасности полетов, улучшение аэродинамических качеств летательных аппаратов, совершенствование их экологичности, применение новых материалов и конструкций, поиск инновационных технологий, а также новые возможности в области международного сотрудничества, стали главной темой выступления профессора Сергея Чернышева. В качестве примеров успешного международного взаимодействия ЦАГИ с зарубежными исследовательскими центрами были представлены совместные проекты: HEXAFLY-INT, HISAC, ALISIA, SUPRA, PolarBear и др.
– Выступление с мемориальной лекцией и получение одноименной премии – большая честь для меня лично и важное достижение для ЦАГИ в целом, – отметил Сергей Чернышев. – Мы, ученые российского центра авиационной науки, стремимся всегда оставаться на острие научной мысли, находить и предлагать современные и эффективные решения актуальных проблем отрасли. ЦАГИ придает большое значение международной кооперации, ведь прогресс в науке возможен только коллективными усилиями. В течение последних десятилетий институт успешно развивает сотрудничество с зарубежными партнерами, и мы будем продолжать двигаться вперед к новым открытиям и свершениям вместе с нашими коллегами со всего мира.
Премия Дэниэла и Флоренс Гуггенхаймов стала не единственной наградой, врученной в ходе работы ICAS 2014. Еще одним знаковым событием стало вручение премии ICAS за инновации в аэронавтике, названной именем великого русского ученого, заложившего основы аэродинамики, основавшего Центральный аэрогидродинамический институт, Николая Евгеньевича Жуковского. Эту награду в нынешнем году за разработку конфигурации оптимального расположения двигателя над крылом и руководство проектом по созданию и производству самолета HondaJet получил президент и главный исполнительный директор Honda Aircraft профессор Мичимаса Фудзино.
Были вручены и еще нескольких премий: за выдающиеся инновации в области аэронавтики (ICAS Zhukovsky Award for Innovation in Aeronautics), за успешное осуществление крупного международного проекта (Von Karman Award), за личный вклад в развитие международного сотрудничества (Maurice Roy Medal), специальная награда для молодых специалистов (до 40 лет) – за личный вклад в развитие международного сотрудничества (John J. Green Award) и за лучшие студенческие работы в области аэронавтики (John McCarthy Student Awards).
Одним из главных событий второго дня конгресса стало выступление на пленарном заседании генерального директора ФГУП “ЦАГИ” члена-корреспондента РАН Бориса Алешина о ключевых решениях российского правительства, направленных на развитие авиационной промышленности, в частности, о государственной программе РФ “Развитие авиационной промышленности на 2016-2025 годы”, нацеленной на продвижение научных направлений и поддержку технологий.
– Правительство ставит перед нами амбициозные цели по внушительному позиционированию на мировых рынках в русле самолетостроения (в области как гражданской, так и военной авиации), вертолетостроения, а также по авиационным двигателям, агрегатам и приборостроению, – отметил Борис Алешин.
На реализацию госпрограммы до 2025 года планируется потратить почти 20 миллиардов долларов. Важным ее отличием от предыдущих программ является направленность не только на разработку авиационной гражданской или военной техники, но и на развитие научных направлений, поддержку технологий, обеспечение постоянно действующего научно-технического задела. Российские научные центры приняли активное участие в подготовке документа. Госпрограмма содержит ряд подпрограмм, отдельно представлено направление научных исследований – подпрограмма “Авиационная наука и технологии”, на которую планируется потратить почти треть выделенных правительством бюджетных ассигнований. “Эта подпрограмма должна стать основой технологического развития. Мы ставим перед собой задачу создания эффективной системы управления научными исследованиями. Речь идет, в том числе, о новых механизмах, обеспечивающих координацию в проведении исследований и разработок перспективных технологий между организациями науки и промышленности”, – сообщил Борис Алешин. Он также рассказал о создании Национального исследовательского центра
им. Н.Е.Жуковского и выразил надежду, что представителям мировой авиационной отрасли будет комфортно сотрудничать с Россией в рамках новой организации.
Генеральный директор ФГУП “ЦИАМ” Владимир Бабкин осветил перспективы развития двигателей для гражданских самолетов и вертолетов. По его мнению, такие мероприятия, как ICAS, способствуют развитию взаимодействия промышленного и исследовательского секторов. Тему двигателестроения для воздушного транспорта продолжил директор по научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам и технологиям Rolls-Royce Рик Паркер. Внимание участников конгресса привлекли доклады ученых Центрального аэрогидродинамического института им. Н.Е.Жуковского, посвященные актуальным вопросам отрасли: технике аэродинамических труб, нестационарной аэродинамике, качеству управления, деформации и повреждению композитных конструкций, исследованиям высокоскоростных потоков, динамическим нагрузкам. Презентацию итогов совместной научной работы, направленной на улучшение модели восприятия летчиком движения самолета в условиях сваливания провели сотрудники ФГУП “ЦАГИ” и ОАО “ЛИИ им. М.М.Громова”. Директор SAFRAN по исследованиям и технологиям Эрик Башеле представил доклад о механизмах более оптимального использования энергии в самолете, особо подчеркнув важность, наравне с новыми достижениями в прикладной физике, международного диалога авиаконструкторов. Вице-президент Boeing Сommercial Airplanes Майкл К. Синнетт рассказал о новых конфигурациях летательных аппаратов.
В рамках пленарной программы одного из дней конгресса был сделан доклад о новых концепциях NASA для создания более экологичных летательных аппаратов. Технический директор Airbus Group Жан Ботти осветил основные направления деятельности французского авиационного концерна по расширению границ прорывных исследований в аэронавтике. В рамках ICAS 2014 корпорация Airbus анонсировала международный конкурс “Fly Your Ideas”, победитель которого может получить 30 тысяч евро для воплощения в жизнь своего авиационного проекта.
Как было сообщено на церемонии закрытия ICAS 2014, местом проведения следующего конгресса в 2016 году выбрана Южная Корея.
Познакомиться подробнее с докладами и мероприятиями ICAS 2014 можно на сайте www.tsagi.ru.

Подготовила Нина ШАТАЛОВА
Фото с сайта www.tsagi.ru
На снимке: президент ICAS Мюррей Л. Скотт вручает премию исполнительному директору ЦАГИ профессору Сергею Чернышеву.

Нет комментариев