Поиск - новости науки и техники

Модель отражения. Учимся преподносить науку.

Выставка “Жизнь. Версия науки”, которую можно увидеть на Винзаводе до 17 апреля, – часть Второго международного научно-популярного фестиваля, организованного фондом Дмитрия Зимина “Династия”. Желающих попасть на ее официальное открытие было много: вокруг здания выставочного зала сновали люди в надежде заполучить билет. Однако увидеть в этот день экспонаты, рассказывающие о современных научных представлениях в области биологии, генетики и психологии, можно было только по специальным приглашениям. А потому среди посетителей были в основном организаторы выставки, журналисты, ученые и художники.
Выставка занимает два павильона. В “Цехе красного” расположены экспонаты, которые представили победители Четвертого грантового конкурса “Научный музей в XXI веке”, проведенного фондом “Династия” в 2009-2010 годах. В их числе, например, интерактивный проект Объединенного института ядерных исследований и ООО “Интерграфика” из Дубны “От квазаров до кварков”. На сенсорной панели расположена линейка размеров, управляя которой посетители могут постепенно увеличивать или уменьшать масштаб изображения, отображая на экране разнообразные объекты от элементарных частиц до галактик.  
В другом павильоне – “Цехе белого” – расположилась выставка-лаборатория, подготовленная учеными и художниками из России, США, Германии, Португалии, Японии, Сингапура и Южной Кореи, работающими в стиле science-art. Она состоит более чем из 60 экспонатов, созданных специально для проекта “Жизнь. Версия науки”, и ряда выбранных кураторами выставки готовых экспонатов. Клетка, мыслящая ткань, сознание, искусственный разум – павильон условно разбит на разделы, каждый из которых посвящен одной теме. Экспонаты шумят, звенят, всячески привлекая внимание посетителей. Мультфильм о трудной жизни дождевого червячка, портреты различных клеток человека, художественная инсталляция нервной системы.
Большой популярностью посетителей пользовалась интерактивная инсталляция “Модель биометрических отражений” российских художников Дмитрия и Елены Каварга. Огромная “амеба” из прозрачного пластика, имитирующая, видимо, человеческий мозг, при взаимодействии со зрителями, входящими с ней в контакт, оживает. Она отзывается на активность головного мозга человека, биение его сердца, изменение мышечного напряжения, физическое усилие. Выведенные из объекта датчики посетители могут держать в одной или двух руках, прикладывать к голове, что вызывает появление разнообразных звуков, каждый из которых является реакцией на определенное “усилие” мозга или мышечное напряжение, а также приводит в движение, активизирует пульсацию разнообразных трубочек, жгутиков, необычных пластиковых форм, расположенных внутри прозрачной инсталляции.
Открытие выставки стало кульминацией обширной программы мероприятий, проходящих в рамках Второго международного фестиваля популярной науки фонда “Династия” в Москве. Две недели в Политехническом музее и на площадке Винзавода с научно-популярными лекциями и презентациями выступали блистательные ученые: Энтони Атала (США), Кевин Уорвик (Великобритания), Леонард Млодинов (США), Андрей Козлов (Россия), Георгий Базыкин (Россия), Стив Поттер (США), Константин Анохин (Россия), Томас Рэй (США), Михаил Бурцев (Россия).
“Залы были полны, и это в очередной раз подтвердило, что организаторы фестиваля не ошиблись ни в теме, которую они выбрали, ни в именах звезд, которых позвали на фестиваль, – отметила научный редактор фестиваля Любовь Стрельникова. – У фонда “Династия” много программ, связанных с популяризацией науки, но фестиваль – одно из самых ярких и наиболее притягательных публичных мероприятий, которое может служить визитной карточкой фонда”.
Завершилось открытие выставки балетом роботов “Девушки Тиллера” режиссера Луи-Филиппа Демерса из Монреаля. Двенадцать металлических фигурок, управляемых с компьютера, артистично двигались под музыку. Название балета должно было вызвать ассоциацию с танцевальным коллективом начала 1900-х годов, где девушки имитировали движения механизмов.

Елена МОРГУНОВА
Фото Николая Степаненкова

Нет комментариев