Чудище с парусом

Описаны останки спинозавра, подтверждающие гипотезу о способности этого динозавра к плаванию. С подробностями — BBC News.

Гигантский ископаемый ящер был найден в пустыне Сахара. Окаменелости 95 миллионов лет, научная публикация о ней появилась в журнале Science (12 September, 2014). По словам ученых, у найденного представителя рода Spinosaurus были ластообразные лапы и ноздри в верхней части головы, похожей на крокодилью, что, очевидно, могло способствовать дыханию при погружении в воду. В комментарии для BBC News ведущий автор публикации, палеонтолог Низар Ибрахим (Nizar Ibrahim) из Чикагского университета (University of Chicago), отметил, что существо это “действительно причудливое, не похожее ни на кого”. У него длинная шея, длинное туловище, длинный хвост и двухметровый парус на спине, а морда, как у крокодила. Спинозавры вообще отличаются характерным спинным хребтом с вытянутыми длинными отростками, которые, как предполагается, были покрыты кожей, что и образовывало своеобразный “парус”. Впервые эти животные были описаны немецким палеонтологом Эрнстом фон Райхенбахом (Ernst von Reichenbach). В 1915 году он нашел в Египте останки вида, получившего соответствующее название Spinosaurus aegiptiacus. Они хранились в Мюнхенском палеонтологическом музее (Paleontological Museum Munich), который в 1944 году подвергся налету авиации союзников, в результате чего единственные материальные свидетельства спинозавра были уничтожены. Изредка находили лишь разрозненные кости. К счастью, сохранились рисунки этого животного, которые позволили провести идентификацию найденных сейчас в Марокко окаменелых останков.
Кости спинозавра были извлечены из геологической формации Кем-Кем частным коллекционером, который предоставил их для научного исследования. “Впервые, руководствуясь старинными рисунками, мы смогли собрать по частям, фактически реконструировать, целый скелет динозавра”, — говорит доктор Ибрахим. И получилось, по словам авторов публикации, чудище. Его длина от носа до хвоста составляла 15 метров, и, как отмечают исследователи, это, возможно, крупнейший из хищных динозавров, он даже больше, чем мощный Tyrannosaurus rex. Ученые и раньше предполагали у спинозавров способность к плаванию, но новые останки указывают на его полуводное существование. Признаками приспособленности к долгому пребыванию в воде являются уплощенные конечности. Кроме того, морда спинозавра не просто напоминает крокодилью, но оснащена блокирующими коническими зубами, как у крокодилов, питающихся рыбой. И кости у спинозавра больше похожи на кости водных обитателей, чем у остальных динозавров. Они отличаются большой плотностью, как у пингвинов или морских коров, что имеет значение для удержания тела на плаву. В то же время выдающийся спинной “парус” этих динозавров, по мнению ученых, к плаванию отношения не имеет, он, скорее, для привлечения половых партнеров.