Выгрызть бюрократизм! Сотрудничеству России и Белоруссии мешают чиновничьи препоны.

Совместная коллегия Министерства образования Республики Беларусь, Министерства образования и науки Российской Федерации и Госкомитета по науке и технологиям РБ прошла в Минске. На заседании обсуждались итоги работы ведомств по формированию общего образовательного и научно-технологического пространства в 2008-2010 годах.
По словам министра образования РБ Сергея Маскевича, формирование общего образовательного пространства идет с учетом национальных особенностей и приоритетов двух стран. Берутся в расчет и общемировые тенденции. Если Россия является участником Болонского процесса, то Белоруссия ведет переговоры о присоединении к нему. Акцент в совместной работе делается на применение новых форм интеграции, активизацию работы по взаимной аккредитации образовательных программ, развитие академической мобильности. По мнению министра, это должно подтолкнуть вузы к созданию образовательных консорциумов или межгосударственных учебно-научно-производственных комплексов.
Как было отмечено на коллегии, основные направления сотрудничества России и Белоруссии в образовательной сфере связаны, в первую очередь, с обеспечением равного доступа граждан к получению качественного образования на всех уровнях — от среднего до высшего и послевузовского. Две страны активно обмениваются опытом учебно-воспитательной работы, сотрудничают в области разработки методической базы образования, организуют стажировки и повышение квалификации педагогических кадров, совместные НИР, научные форумы.
Об открытости образовательных систем говорят цифры. Сегодня в белорусских вузах обучаются около 2 тысяч россиян, в российских — более 19 тысяч белорусов. Российские граждане на общих основаниях с гражданами РБ имеют право обучаться в магистратуре, получать послевузовское образование в аспирантуре, докторантуре, а также посредством прикрепления в качестве соискателей для подготовки кандидатских и докторских диссертаций. Аналогичные условия созданы для белорусских граждан в России.
Заместитель министра образования РБ Александр Жук с удовлетворением отметил: в последние годы активизировались межвузовские контакты на региональном уровне. Сегодня белорусские вузы, представляющие все области страны и столицу, взаимодействуют с университетами почти 40 регионов России (в 2005 году — 12). Между учреждениями образования заключено более 600 соглашений о сотрудничестве. Их количество за последние два года увеличилось почти в два раза.
И все же, говоря об успехах в сближении образовательных систем, участники заседания не оставили без внимания и существующие проблемы. На сегодняшний день самый насущный вопрос — взаимное признание результатов российского единого государственного экзамена и белорусского централизованного тестирования. Без его решения невозможно будет сформировать полноценное общеобразовательное пространство.
По словам А.Жука, сложность заключается в отличии критериев, по которым разрабатываются задания ЦТ и ЕГЭ. Если в заданиях ЦТ — две группы вопросов, то в ЕГЭ — три. Кроме того, единый госэкзамен совмещает выпускной школьный экзамен и вступительный, а централизованное тестирование проводится как испытание для поступающих в вуз. Найти приемлемое решение проблемы, заявил А.Жук, поручено специалистам Республиканского института контроля знаний и их российским коллегам. Сколь долго эксперты будут обсуждать данный вопрос и когда его решение выйдет на уровень министерств, никто ответить пока не может.
Заместитель министра образования и науки РФ Сергей Мазуренко был солидарен со своим белорусским коллегой и отметил, что проблема давно обсуждается и она не такая простая. Вместе с тем отсутствие шкалы перевода результатов ЕГЭ и ЦТ не является непреодолимым препятствием для абитуриентов, и они поступают в вузы России и Белоруссии.
Большое внимание на коллегии было отведено и вопросам научного сотрудничества в Союзном государстве. Как отметил первый заместитель председателя ГКНТ Владимир Недилько, Россия для Белоруссии была и остается стратегическим партнером. Двустороннее научное сотрудничество осуществляется по нескольким направлениям: в рамках межправительственного договора, подписанного в 1996 году, программ Союзного государства, а также соглашений между научными и образовательными организациями двух стран.
Значимую роль в экономической интеграции играют союзные программы, среди которых особо выделяются “Белространсген-2”, “СКИФ-ГРИД”, “Космос-НТ”, “Стандартизация-СГ”, “Телематика-СГ”. В их реализации широко задействованы как научные организации двух стран, так и ведущие научно-производственные предприятия. Например, программа “СКИФ-ГРИД” объединила 37 организаций со стороны России и около 20 — со стороны Белоруссии.
Достаточно успешно развивается и межвузовское научное сотрудничество. Формы научной кооперации разные: совместные научно-технические проекты, фундаментальные и поисковые исследования при поддержке Белорусского республиканского и Российского фондов фундаментальных исследований, выполнение контрактов на экспорт научной продукции.
Так, например, ведущие белорусские и российские вузы участвуют в выполнении семи программ Союзного государства. Партнерами высших учебных заведений РБ по совместным проектам, финансируемым фондами фундаментальных исследований, являются университеты и научные организации Москвы, Санкт-Петербурга, Брянска, Саратова, Перми, Екатеринбурга, Таганрога, Новосибирска, Волгограда и т.д. Экспорт научной продукции в Россию в 2010 году только ведущими белорусскими университетами осуществлен по 110 договорам на сумму более 1 млн 150 тысяч долларов.
Владимир Недилько подчеркнул: задача создания общего научно-технологического и образовательного пространства определена как приоритетная. В связи с этим ГКНТ вместе с Минобрнауки стремятся обеспечить условия, при которых все заинтересованные организации могут успешно осуществлять научно-техническое сотрудничество, не обращаясь за помощью в вышестоящие инстанции.
Принятый в середине октября 2010 года примерный Перечень приоритетных научно-технологических и инновационных программ и проектов Союзного государства дал возможность расширить тематику предложений от ученых Белоруссии и России. В перечне имеются 32 позиции. Однако на практике выполняются лишь 8 программ. Остальные находятся в стадии разработки.
Проблема в том, что разработке и выполнению новых союзных программ мешает излишне раздутая бюрократическая система. Как правило, на согласование и утверждение новой союзной программы со всеми ведомствами Белоруссии и России уходит не менее одного-двух лет. По мнению генерального директора Научно-практического центра по механизации сельского хозяйства НАНБ Владимира Самосюка, ученые и конструкторы вместо занятия конкретной исследовательской работой вязнут в написании необходимых обоснований и согласований, в расчетах. Наука на месте не стоит, и заложенные в новую программу предложения успевают за это время устареть.
Владимир Недилько отметил, что ГКНТ выступает за упрощение процедуры рассмотрения и утверждения союзных научно-технических программ. Однако предложения комитета пока не находят поддержки в союзном правительстве.

Александр ЮРИН
На снимке: Сергей Маскевич (слева) и Сергей Мазуренко.

Нет комментариев