Зигзаги родословной

Новые генетические данные усложняют происхождение европейцев, у которых появилась дополнительная предковая группа — северные евразийцы. С подробностями — Reuters; Sci-News.com.

Современные европейцы — потомки по меньшей мере трех существенно различающихся групп древних людей, а не двух, как предполагалось ранее. К такому выводу пришли авторы статьи в последнем номере Nature по результатам анализа ДНК около 2300 современных людей и девяти древних фермеров и охотников-собирателей, живших на территории Германии, Люксембурга и Швеции от 7000 до 8000 лет назад. Как поясняет один из руководителей исследования Дэвид Рейх (David Reich) из Гарвардского университета (Harvard Medical School), все наши современники европейского происхождения несут в себе генетический вклад трех основных предковых популяций: древних фермеров, пришедших с Ближнего Востока и принесших в Европу земледелие, охотников-собирателей Западной Европы и третьей только что обнаруженной группы северных евразийцев, которые пришли в Европу после того, как там появилось земледелие. Это означает более позднее, чем предполагалось, массовое перемещение людей в Европу. Сравнивая геномы, восстановленные по останкам одного фермера семитысячелетней давности и восьми охотников-собирателей, которые жили восемь тысяч лет назад, с геномами около 2300 современных людей, ученые получили убедительные доказательства генетического присутствия всех древних групп у нынешних европейцев. Однако дальнейший анализ показал, что описание наших европейских современников как смеси трех древних линий подходит большинству, но все-таки не всем популяциям. Ученые обнаружили, что у древних ближневосточных фермеров и их европейских потомков прослеживается еще более древняя линия, которая называется “базовые евразийцы”. Это были первые люди, отделившиеся от большой группы неафриканцев до того, как диверсифицировались другие неафриканские группы.
Что касается новоявленных древних северных евразийцев, то их вклад в генетику современных европейцев оценивается в 20 процентов, он наименьший среди трех предковых групп. Однако, как считает один из соавторов, Йоханнес Краузе (Johannes Krause) из Университета Тюбингена (University of Tubingen), северные евразийцы связывают современных европейцев с коренными американцами, поскольку эти древние люди имеют отношение к тем, кто 15 тысяч лет назад отправился по ледяному Берингову перешейку из Сибири на Аляску, а потом распространился по Американскому континенту. Нынешние жители Северной Европы, особенно прибалтийских государств, отличаются наибольшей долей вклада предковой линии охотников-собирателей Западной Европы, в ДНК литовцев она достигает 50 процентов. У южноевропейских популяций большая часть предковой ДНК — от древних ближневосточных земледельцев.