Пользователям на пользу. Угрозы Глобальной сети в фокусе внимания психологов.

Сегодня без Интернета невозможно представить развивающееся информационное общество. Глобальная компьютерная сеть многое определяет в жизни взрослой части человечества и уже заметно влияет на формирующиеся личности. Выявление негативной стороны освоения детьми пространства Интернета, предупреждение и минимизация последствий ее влияния на умы и психику юных пользователей — задача международного масштаба, и ее решение требует серьезной научной основы. Свой вклад в обеспечение психологической безо­пасности ребенка в Сети вносит и российская наука. В течение последних трех лет сразу два исследовательских проекта, разработкой и осуществлением которых занялись психологи МГУ им. М.В.Ломоносова, получили поддержку Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). Один из них был успешно завершен и дал повод для новых исследований, работа в рамках второго продолжается.

Проект “Цифровое поколение России: пользовательская интернет-активность и формирование личности” был реализован под руководством заместителя заведующего кафедрой МГУ доктора психологических наук Галины Солдатовой (на снимке) на основе данных, полученных российской стороной в ходе исследования EU Kids Online. Оно проводилось Лондонской школой экономики и политических наук в рамках программы “Безопасный Интернет” при поддержке Еврокомиссии с целью выявления опыта родителей и детей в отношении как безопасного, так и небезопасного пользования Интернетом. Европейская выборка включила 25 тысяч пар “родители — ребенок” из 25 стран Европы, российская — 1025 пар “родитель — ребенок 9-16 лет” из семи федеральных округов РФ.
В нашей стране работа велась на основе методологии проекта EU Kids Online II при поддержке компании “Технический Центр Интернет”, в каждом округе ее координировали специалисты МГУ. Исследование включало несколько этапов, в том числе сбор данных в ходе индивидуальных интервью дома у респондентов и первичный анализ особенностей пользовательской деятельности в России. В регионах основную нагрузку по проведению опросов взяли на себя специалисты вузов, психологи и социологи СПбГУ, Сыктывкарского, Вятского, Ростовского, Челябинского, Читинского, Кемеровского, Дагестанского государственных университетов, а также Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.
В рамках проекта ученые МГУ получили возможность проанализировать собранную информацию и сравнить ее с европейскими данными как в целом, так и по отдельным странам Европы. Методологической основой анализа стал культурно-исторический подход, в соответствии с которым формирование личности неотделимо от социальной ситуации ее развития. В проекте исследуется новая ситуация развития детей и подростков, одну из важнейших координат которой представляют инфокоммуникационные технологии. Для решения задачи изучения рисков и угроз Интернета и выявления социально-психологических факторов, как усиливающих риск, так и способствующих безопасности, исследователи провели вторичный анализ полученной информации с целью выявления возможностей и ограничений совладающего поведения подростков в Интернете и родительской медиации. Под совладающим поведением подразу­мевается целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией через осознанные стратегии действия. Родительская медиация — активное желание и умение помочь ребенку со стороны значимых для него взрослых, в данном случае при возникновении такой ситуации, связанной с деятельностью в Интернете.
Выявлено, что в Глобальной сети детям угрожают многие опасности: кибербуллинг (оскорбления и унижения онлайн), сексуальный и негативный контент (сайты, описывающие разнообразные способы самоубийства, провоцирующие употребление психоактивных веществ, чрезмерное похудание и т.п.), мошенничество и использование личной информации во вред. Существует также риск чрезмерного пользования Интернетом, то есть появление признаков потери контроля и “замены реальности”, а также болезненной реакции на прекращение доступа к Сети (симптомы отмены).
При вторичной обработке данных учитывались социально-демографические факторы (пол и возраст ребенка, образование отца и матери), характеристики пользовательской деятельности (длительность и частота пользования Интернетом, виды деятельности детей в Интернете, а также онлайн-угрозы, способы совладания с ними и стратегии родительской медиации (объяснения и поощрения, запреты и ограничения, мониторинг-контроль). По видам деятельности детей делили на три группы: “ориентированные на учебу” (использующие Интернет в учебных целях), “потребители онлайн-контента” (с широким кругом видов деятельности, кроме игровой) и “универсалы” (все виды деятельности, включая игровую).
По сравнению с Западной Европой в странах Восточной Европы, и особенно в России, проблема столкновения с рисками и угрозами в Интернете стоит острее. Наибольший разрыв в показателях частоты таких случаев (в два-три раза) наблюдается в отношении взаимодействия с сексуальным и негативным контентом, мошенничеством или хищением личных данных. При примерно одинаковой распространенности кибербуллинга в России и Европе российские школьники в два раза чаще, чем европейские (примерно каждый четвертый), сообщают, что сами подвергают буллингу других. Для более чем двух третей опрошенных детей, ставших жертвами кибербуллинга, это стрессовое событие, практически каждый третий ребенок переживает случившееся несколько дней и более. Стрессом для большинства детей любого возраста (80%) становится и столкновение с сексуальным контентом, для каждого пятого переживания не заканчиваются одним днем.
По мнению психологов, для выхода из трудных ситуаций юным пользователям Интернета недостаточно привычных средств и способов действия, поэтому им необходимо осваивать новые. При столкновении с кибербуллингом более двух третей школьников действуют активно, например изменяют настройки безопасности. Сталкиваясь с сексуальным контентом, каждый пятый надеется, что проблема разрешится сама, столько же детей прекращают пользоваться Интернетом на некоторое время. Активные стратегии чаще других избираются “потребителями онлайн-контента”.
Еще один вывод исследователей: риск чрезмерного использования Интернета связан не только с интенсивностью, но и с содержанием деятельности подростка в Сети. Чаще всего ему подвергаются “универсалы”, реже — “ориентированные на учебу”. Искать помощь “значимых других” большинство школьников сегодня предпочитает в Сети. Таким образом, зона ближайшего развития активно формируется онлайн. Более половины опрошенных родителей считают, что должны больше участвовать в деятельности детей в Интернете, однако ощущают нехватку компетентности.
Исследование показало, что не запреты, а объяснения и поощрения помогают ребенку более объективно оценивать интернет-угрозы, особенно если он “универсал”. Ограничения не способствуют формированию умения активно решить проблему, вместо этого дети нередко выбирают отказ от пользования Сетью. Запреты более эффективны в отношении “ориентированных на учебу”, нежели тех, кто посвящает свое время поиску в Интернете, онлайн-игре и общению.
Согласно выводам ученых, возможности подростков и их родителей по обеспечению своей безопасности в Рунете относительно невелики. Тем не менее, как выяснилось, наши дети более устойчивы к рискам, легче справляются со стрессами, нежели европейские сверстники, и на удивление адаптивны к сексуальному контенту. Что за защитные механизмы включаются в таких случаях и какими возможными последствиями это грозит? Исследование поставило перед психологами новые вопросы и задачи. Российская особенность, по их мнению, заключается в наличии “цифрового разрыва”, то есть в недооценке угроз со стороны родителей и учителей, их неуверенности в своих силах при оказании помощи, а также нежелании юных пользователей, зачастую переоценивающих собственные умения, “пускать” взрослых в свою жизнь в Интернете. Так что исследования по вопросам диагностики и развития цифровой компетентности подростков, родителей и учителей остаются актуальными.
Именно с данной проблематикой специалисты МГУ связали еще один проект, получивший название “Модели цифровой компетентности у различных типов интернет-пользователей”. Он стартовал в прошлом году. Как рассказала Галина Солдатова, в фокусе внимания психологов на этот раз как дети, так и взрослые — родители и учителя. Первые разделены на “творцов”, “помощников”, “советчиков” и еще несколько групп, вторые — на “технофобов” и “технофилов”. Ученые определяют степень компетенции для каждой модели, исследуют причины ее низких показателей, неприятия новых технологий и т.д. По словам руководителя проекта, уже есть значимые результаты. “Благодаря поддержке РГНФ, удается проанализировать большие массивы интереснейших данных, накопленных нами в ходе предыдущих исследований и не обработанных в полном объеме по тем или иным причинам”, — отметила она.
В странах Западной Европы одновременно с исследованиями онлайн-активности детей быстро развивались специальные службы и сервисы, шли разработка и внедрение соответствующих образовательных программ. Созданы международные сети Insafe и Inhope, объединяющие национальные консультационные центры и горячие линии разных стран. В России такого рода исследования и мероприятия начались несколько позже, и, как считают психологи, они нуждаются как в особом внимании со стороны профессионального сообщества, так и в более активной поддержке государства.
Галина Солдатова так прокомментировала развитие ситуации на сегодняшний день:
— Вопросы влияния Интернета на детей и подростков привлекают все больше внимание как ученых, так и государственных структур. Работает начавший действовать в 2012 году ФЗ “О защите детей от информации, причиняющей вред из здоровью и развитию” и принятые к нему поправки. На основе одной из них создан реестр запрещенных сайтов. За исполнением следит Роскомнадзор, в адрес которого уже поступило более 100 тысяч жалоб и запросов, принимаются меры. Заметно уменьшился объем информации о продаже наркотиков в Интернете (по статистике Роскомнадзора, с их пропагандой связано более половины сайтов из “черного списка”). Практика показала, что в законе еще есть недостатки и понятийные противоречия, и работа над его совершенствованием продолжается.
Взрослые стали больше задумываться о своей ответственности за деятельность детей в Интернете — это значимый результат, ведь одним государственным регулированием проблему не решить. А для тех, кто нуждается в консультации профессионалов, у нас в стране уже на протяжении пяти лет работает бесплатная всероссийская служба телефонного и онлайн-консультирования Линия помощи “Дети онлайн” (8-800-25-000-15), где психологическую и информационную поддержку по проблемам безо­пасного использования Интернета и мобильной связи детям и взрослым оказывают специалисты факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова и Фонда Развития Интернет. Места для операторов предоставил колл-центр МГТС, а бесплатный телефонный номер — МТС. На консультантов Линии помощи переключают тех, кто обращается с соответствующими вопросами на Всероссийский телефон доверия. Служба дает возможность получить не только профессиональную психологическую помощь, но и решить проблемы, связанные с техническими вопросами пользования компьютером. Например, взлом аккаунта. По этой части нас инструктируют специалисты оте­чественных компаний, занимающихся информационной безопасностью, например Лаборатории Касперского. Информация о службе распространяется в департаментах образования и школах при содействии Минобрнауки РФ, наши сотрудники регулярно участвуют в общегородских мероприятиях, консультируют на местах, распространяют информационные листки. Активность обращений сильно зависит от рекламы, и здесь необходимо содействие СМИ и властных структур.

Татьяна ВОЗОВИКОВА
Фото Андрея Моисеева

Нет комментариев