Гонки локомотивов. Наукограды подталкивают к конкуренции.

В скором времени привычное многим слово “наукоград” приобретет новое содержание. Известные всему миру российские города науки могут утратить соответствующий государственный статус, зато его получат муниципальные образования, которым удастся сконцентрировать на своей территории предприятия, выпускающие высокотехнологичную продукцию.

Курс на более эффективное использование результатов научных исследований в экономике задает подготовленный Министерством образования и науки законопроект, вносящий поправки в законы “О статусе наукограда Российской Федерации” и “О науке и государственной научно-технической политике”. Предполагается, что Госдума РФ рассмотрит этот документ во втором чтении уже в осеннюю сессию.
Положения нового законопроекта, вызывающие протест профильного сообщества, обсуждались в рамках проходившей недавно в Дубне V Всероссийской научно-практической конференции “Принципы и механизмы формирования национальной инновационной системы”. Представители Союза развития наукоградов, Минобр­науки и Федерального собрания пытались найти консенсус по наиболее острым вопросам, чтобы сформировать поправки ко второму чтению закона.
Точку зрения наукоградской общественности озвучил вице-президент Союза развития наукоградов Михаил Кузнецов. Он отметил, что с момента появления законопроекта в 2010 году союз критиковал его как имеющий сугубо бюрократическую направленность, не решающий проблем городов науки и не отвечающий государственным интересам. Представители наукоградов бились за то, чтобы вернуть в нормативную базу изначально присутствовавший, но утерянный с годами программный принцип — необходимость работать по программе, утвержденной тремя уровнями государственной власти, качество выполнения которой определяется экспертным путем — Наблюдательным советом. Наукоградцы выступали против планируемого увеличения числа “взятых с потолка” формальных критериев для присвоения и подтверждения статуса и выражали несогласие с вводимым конкурсным распределением господдержки, предлагая свои варианты механизма финансирования.
По словам Михаила Кузнецова, диалог с органами власти был долгим и трудным. С тех пор как он начался, в головном ведомстве — Минобрнауки — сменилось три “поколения” занимавшихся этой темой чиновников, а одно из ответственных министерств — Минрегион — и вовсе упразднили.
На очередном этапе позицию власти представлял заместитель директора Департамента науки и технологий Минобрнауки Сергей Матвеев. Он разъяснил принципы, которыми руководствуется министерство. Принимаемый законопроект, вносящий изменения в закон о статусе наукограда, рассматривается как нормативный акт переходного периода. Как считают в министерстве, отдельный закон по наукоградам уже не нужен. Блок, посвященный территориям ускоренного технологического развития, должен стать составной частью разрабатываемого в настоящее время нового закона о научной, научно-технической и инновационной деятельности в РФ.  
— Система статусов должна смениться конкурентными механизмами, — пояснил логику министерства Сергей Матвеев. — Мы видим главную задачу не в том, чтобы присваивать какие-то статусы лидерам, а в том, чтобы обеспечить возможность любой территории сделать науку локомотивом своего развития. Доказав цифрами, что это получается, она сможет претендовать на государственную поддержку. Аналогичный подход — развитие конкурентной среды — реализуется в отношении научных работников и исследовательских организаций.
Нынешние наукограды, в основном, представляют собой уникальные территории, на которых, так уж исторически сложилось, научно-производственный комплекс является градообразующим. Однако в министерстве уверены, что сегодня использовать технологический потенциал для развития могут все. “Если город на деле докажет, что способен развиваться за счет выпуска высокотехнологичной продукции, ему необходимо обеспечить больше возможностей, полномочий, ресурсов, поскольку в таких муниципальных образованиях должна формироваться особая социальная среда, — заявил Сергей Матвеев. — При этом поддержка будет осуществляться не только за счет прямых субсидий. Инструментов множество. Одних полномочий местной власти на строительство “мобильного” жилого фонда для работников научно-технологического комплекса, которые вводятся новым законом, хватит, чтобы этот комплекс начал ускоренно развиваться”.
Как определить, успешен наукоград или нет? Представитель министерства не согласился с идеей о том, что при этом нужно оценивать, насколько полно реализуется программа социально-экономического развития.
— Разработка и выполнение таких программ входят в полномочия местной власти. Вы сами должны поставить и решить задачи, выполнение которых обеспечит инновационное развитие территории и позволит достичь определенных законом показателей, — отметил он. — Для нас критерием вашей успешности будут объективные данные Росстата. А вот если цифры станут “западать”, тогда можно подключить и экспертную оценку, чтобы разобраться, что мешает движению вперед. Речь идет не о гонке за показателями: они не цель, а прямое следствие грамотного выполнения программы.
В конце концов, стороны договорились о закреплении в законопроекте сочетания метрического и экспертного подходов.
Отвечая на вопрос, стремится ли министерство, устанавливая жесткие критерии отбора, сократить число наукоградов, Сергей Матвеев заявил, что чиновники, наоборот, хотят, чтобы этот список пополнялся. “Мы поддерживаем кластеры, технопарки, особые экономические зоны и надеемся, что в конечном итоге они станут наукоградами в том значении, который соответствует сложившимся условиям и задачам развития национальной экономики”, — добавил он.
Представитель министерства сообщил, что эффективное развитие наукоградов позволит обсуждать вопрос об увеличении их финансовой поддержки, “но не по подушевому принципу, а на проектную часть, фактически — под гарантии возвратности”. (В настоящее время на 13 городов науки ежегодно выделяется совсем небольшая сумма — около 600 миллионов рублей.)
Подводя итоги обсуждения, Сергей Матвеев отметил, что сторонам удалось найти решения, позволяющие не просто фиксировать цифровые показатели как условие присвоения и сохранения статуса, но и учитывать изменение экономики, социальной среды, инвестиционного климата в наукоградах.
Президент Союза развития наукоградов России, член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Валерий Сударенков отметил, что представители городов науки понимают предложенные министерством идеи и хотя не со всем согласны, но ценят стремление коллег из Минобр­науки к конструктивному диалогу. Стороны концептуально договорились практически по всем спорным вопросам, заявил сенатор. Теперь необходимо снять спорные вопросы и точно отразить достигнутые договоренности в тексте законопроекта.

Надежда ВОЛЧКОВА

Нет комментариев