Все четко! Международный линейный коллайдер позволит детально рассмотреть новые частицы.

Еще не утихли страсти вокруг запуска Большого адронного коллайдера, а физики уже активно обсуждают проект строительства нового ускорителя и стараются объяснить общественности и журналистам его преимущества. Зачем нужен Международный линейный коллайдер? Есть ли у России шансы построить его на своей территории? Такие вопросы звучали недавно во время британо-российского научного кафе, состоявшегося в Посольстве Великобритании в Москве.
Это мероприятие возобновило традицию проведения британо-российских научных встреч подобного формата. Напомним: несколько лет назад инициатором организации в России первых кафе был Британский совет. Теперь с аналогичной инициативой выступил Отдел науки и инноваций посольства Великобритании при поддержке Фонда “Династия” Дмитрия Зимина. По словам первого секретаря посольства, руководителя Отдела науки и инноваций доктора Джулии Найтс, программа научных кафе предусматривает освещение крупных международных проектов, в которых сотрудничают российские и британские специалисты.
Недавняя встреча ученых и журналистов была посвящена новому грандиозному международному проекту в области изучения элементарных частиц. “Линейный коллайдер — от лечения рака до исследования Большого взрыва: следующее захватывающее приключение физики элементарных частиц в дополнение к Большому адронному коллайдеру” — так была сформулирована тема, освещали которую член-корреспондент РАН, главный инженер Объединенного института ядерных исследований (Дубна), профессор Григорий Ширков и директор Института ускорителей им. Джона Адамса (Оксфорд) профессор Андрей Серый.
По мнению ученых, Международный линейный коллайдер (ILC — International Linear Collider) может стать следующим шагом на пути познания Вселенной. В случае обнаружения на Большом адронном коллайдере в ЦЕРН новых частиц для детального изучения их свойств потребуется новый ускоритель. Предполагается, что ILC, в котором будут сталкиваться электроны и позитроны, позволит с высокой точностью измерить характеристики новых частиц и определить квантовые числа, а возможно, обнаружить и другие частицы, “не замеченные” LHC.
— Зачем же тогда нужен LHC? — позвучал вопрос из зала.
Андрей Серый и Григорий Ширков напомнили, что основные задачи Большого адронного коллайдера — открытие бозона Хиггса, ответственного за возникновение масс, изучение явления суперсимметрии, а также получение других данных, способствующих пониманию природы темной материи. Однако мощностей Большого адронного коллайдера будет недостаточно для дальнейшего изучения свойств неуловимых частиц. “Потребуются гораздо большие энергии, при которых пучки частиц невозможно “завернуть в кольцо”, — отметил Андрей Серый. Предполагается, что на ILC будут достигнуты энергии в 500 млрд электрон-вольт.
Основные задачи для нового ускорителя будут сформулированы только после получения долгожданных данных о бозоне хиггса на LHC. “Если Большой адронный коллайдер ничего “не увидит”, то и говорить не о чем”, — пояснил Андрей Серый. Интересно, что физики, работающие сегодня в ЦЕРН, несколько изменили свое мнение относительно перспектив поиска пока лишь теоретически предсказанной частицы. “Скорее всего, мы обнаружим не сам бозон, а несколько более сложное образование, которое объяснит механизм возникновения массы, в том числе и у самого хиггса”, — прокомментировал ситуацию доктор физико-математических наук, заведующий отделом экспериментальной физики высоких энергий НИИЯФ МГУ им. М.В.Ломоносова Эдуард Боос.
В разработку проекта нового ускорителя сегодня вовлечены уже 300 лабораторий и университетов по всему миру. Однако место строительства для его тоннеля, длина которого составляет 31 километр, пока не определено. По мнению ученых, у России есть шанс на реализацию проекта ILC. При этом главные наши конкуренты — Япония, США, а также Индия, Китай, Германия.
По словам Григория Ширкова, Россия всерьез готовится предложить для сооружения ILC возможности ОИЯИ. Помимо того, что вблизи Дубны уже выбрано место для строительства ускорителя российские специалисты первыми среди всех стран-претендентов провели геофизические работы на месте его возможной дислокации.
При этом Григорий Ширков признает, что прежде всего потребуется “убедить мировое научное сообщество в том, что нашей стране по силам реализация таких глобальных задач”. По мнению ученого, одним из доказательств российской состоятельности в этом вопросе мог бы стать запуск ускорителя NICA, который планируется осуществить в Дубне в 2015 году.