Прощай, ареопаг. Санкт-Петербургская наука останется без штаба?

Открывая очередное заседание Президиума Санкт-Петербургского научного центра РАН, его председатель академик Жорес Алфёров предупредил: по-видимому, оно станет последним. О причине собравшиеся могли догадаться: согласно новому Уставу СПбНЦ РАН, который вскоре будет утвержден ФАНО, меняются статус и полномочия центра, и президиум в его структуре более не предусмотрен. И все же ощущение ирреальности происходящего их не покидало. Настолько стало привычным, что с момента создания СПбНЦ РАН в 1983 году выбираемый Общим собранием президиум “рулит” его жизнью, или, если цитировать устав пока еще действующий, “управляет исследованиями по междисциплинарным региональным программам, выполняемым организациями центра”.
За три с лишним десятилетия президиум снискал уважение и доверие как авторитетная научная коллегия. В его состав входят директора институтов (не только академических), лидеры научных школ и направлений. Сегодня это 35 человек — мощный коллективный разум. Нельзя сказать, что всегда он творил с полной отдачей, случались, разумеется, проходные заседания и формальные решения. Но даже сам факт выступления с докладом на заседании президиума с последующими рекомендациями этого ареопага поднимал значимость обсуждаемого исследования и служил стимулом для исследователя. Причем не только моральным. Конечно, финансирование собственной научной программы СПбНЦ ограничивалось какой-нибудь парой десятков миллионов рублей в год (и это на 60 организаций), и получить средства из нее можно было лишь по итогам многоступенчатой процедуры. Но битва за них велась нешуточная!
Профессор Эдуард Тропп как “долгожитель” на посту главного ученого секретаря СПбНЦ РАН (он занимал эту должность с января 1992 по июнь 2013 года, то есть более 21 года) назвал четыре, по его мнению, масштабных деяния, которые президиум вправе записать себе в актив: образование Санкт-Петербургского филиала Института генетики РАН, создание Академического университета РАН, формирование совместно с правительством города системы научных премий Санкт-Петербурга, проведение традиционных, начиная с 2003 года, встреч лауреатов Нобелевской премии в городе на Неве.
А нынешние реалии — принятый вопреки отчаянному сопротивлению академического сообщества ФЗ о реформе и смена функций РАН. Снявши голову, по волосам не плачут. Поэтому повестка дня заседания звучала последним укором победившим реорганизаторам. Оба доклада — “Роль фундаментальных исследований в современной России” (нобелевский лауреат Жорес Алфёров) и “Исторический опыт реформирования РАН” (член Президиума РАН академик Валерий Черешнев) — были в высшем смысле слова академическими: фундаментально глубокими и сдержанно пафосными.
Но не меньшего внимания заслуживал третий доклад, об организации деятельности СПбНЦ РАН в новых условиях, с которым выступил главный ученый секретарь центра Григорий Двас. Он прагматично отметил, что, вопреки всем сложностям переходного периода, научная жизнь продолжается, опыт и знания пока еще членов президиума, как и возглавляемых ими коллективов востребованы для проведения исследований с целью подготовки программы научного развития Санкт-Петербурга.
Прения развернулись уже в кулуарах. Почему бы не трансформировать привычный для всех президиум в общественный научный совет этой большой программы? Или создать Совет директоров академических институтов, как сказал один из них, “чтоб не пропасть поодиночке”?

Аркадий СОСНОВ
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА

Нет комментариев